Безопасность маленьких пассажиров – одна из приоритетных задач всех ведомств, работающих на наведение порядка на дорогах. Одним надзором проблему не искоренишь: основную роль играет ответственность водителей-родителей. И вот с этим дело пока обстоит не очень.

Заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения Госавтоинспекции МВД России Сергей Хранцкевич привел статистику этого года по авариям с участием детей, перевозимых в качестве пассажиров. С января по август включительно зафиксировано шесть тысяч таких ДТП. Количество погибших и раненых удручает: 242 и 7000 соответственно!

Небольшие улучшения есть. Инцидентов по сравнению с прошлым годом стало меньше на 2,3%, снизилось и число смертей, а вот пострадавших стало больше. В зоне максимального риска находятся дети в возрасте от семи до одиннадцати лет, которых родители перевозили на переднем сиденье без специального кресла, пристегнув их только штатным ремнем безопасности. В случае аварии смертность для них превысила 50% (а именно – 56,5%).

На фоне такой пугающей статистики портал auto.mail.ru провел опрос: знают ли вообще водители все нюансы, касающиеся правил перевозки детей в машине? В нем приняли участие восемь тысяч человек, и его результаты подтвердили, что все плохо.

Больше двух третей опрошенных (69,2%) заявили, что перевозят ребенка возрастом до семи лет исключительно в детском кресле. Еще 8,3% используют бустер – усеченный вариант специального кресла. На такой вариант положено переходить, когда маленький пассажир уже не совсем маленький и вырос даже из самого крупной модели сиденья. В теории можно допустить, что с кем-то это случается уже к семи годам. Или же респонденты невнимательно прочитали вопрос и ответили на него, подразумевая детей возрастом больше семи лет. В противном случае это тоже нарушение и небезопасная перевозка.

А вот ответы 9,2% родителей вгоняют в пессимизм. Они не пристегивают ребенка, везут его на руках или используют так называемые адаптеры. Последние – это текстильные треугольники с липучкой, изменяющие конфигурацию штатного ремня безопасности автомобиля. С ними лямка ложится ниже, и якобы снижается риск травмы.

На самом деле ничего подобного не происходит! Испытания ФГУП «НАМИ» показали, что адаптеры небезопасны. Еще недавно они были формально разрешены, так как в ПДД присутствовало упоминание неких «иных устройств», которые разрешалось использовать наряду с креслами и бустерами. И нерадивые родители охотно покупали опасные дешевки при поддержке рекламы. Но, к счастью, два года назад вредное словосочетание из текста убрали, и теперь адаптеры запрещены.

Со школьниками, которым от семи до одиннадцати лет (включительно), все сложнее. На переднем сиденье их можно перевозить только в специальном кресле или бустере. А вот на втором и третьем ряду, если позволяет рост и вес, допускается и без них, используя только ремень безопасности. Эксперты по безопасности называют такую оговорку опасной: детский организм еще не сформировался, и ему еще рано обходиться без специальных приспособлений. В ГИБДД отмечают, что из двух зол лучше выбрать меньшее – простой ремень безопасности, нежели адаптер непонятного происхождения.

На вопрос о способе перевозки детей возрастом от семи до одиннадцати лет 34% ответили «В автокресле», 25,5% — «В бустере». Однако игнорирующих требования закона тут гораздо больше. Адаптерами не брезгуют 17,8% опрошенных, держат ребенка на руках, рассчитывая удержать при столкновении, 9,2%, не пристегивают вовсе 5,1% родителей.

С такими цифрами стоит ли удивляться тому, что на российских дорогах гибнет и калечится столько детей? И это еще были вопросы, заданные родителям применительно к их собственным машинам. С такси ситуация еще хуже. Дело в том, что кресло или бустер в багажнике есть далеко не в каждом автомобиле. За них требуют доплату, так что иногда у клиентов возникает соблазн сэкономить.

По признанию участников опроса, только в 41,9% случаев у перевозчика было детское сиденье, бустер – в 13,3% случаев. Каждый пятый (21,1%) просто держал ребенка в поездке на руках, 8,6% вообще не стали пристегивать, 5,5% использовали свой или предоставленный водителем запрещенный законом адаптер. И только 9,9% родителей оказались особо ответственными: брали с собой собственное автокресло или бустер.

Правильно сумели назвать размер штрафа за неправильную перевозку детей (3000 рублей) только 28,2% респондентов. То ли российские водители в целом плохо знают КоАП, то ли штрафуют нерадивых родителей настолько редко, что наказание у них не откладывается. Выходит, перевозка ребенка с риском для его жизни «стоит» в России дешевле, чем неоплаченная парковка в Москве (5000 рублей). И надзор за этим нарушением активизируется только один раз в году – в начале сентября, когда начинается учебный год. Без изменения подхода со стороны ГИБДД ничего не изменится.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ