Независимых автопроизводителей в мире становится меньше с каждым годом. Даже крупные игроки, крепко стоящие на ногах, стремятся заключить партнерские отношения. Что уж говорить о проблемных брендах.

Глобализация не обходит своим вниманием ни одну сферу бизнеса, и выгоды от нее одними из первых прочувствовали автомобильные концерны. Межнациональные альянсы возникли еще задолго до того, как стало понятно, что в одиночку выжить не просто сложно, а практически невозможно. Вот лишь пара простейших примеров. Европейский Opel принадлежит американскому автогиганту General Motors без малого 90 лет, с 1929 года, а Ford и Mazda выпускали одни и те же модели под разными эмблемами уже в 1980-е годы. Что случается с «одиночками», пару лет назад своим печальным примером показал всему миру шведский Saab, вернуть к жизни который китайским инвесторам пока так и не удалось.

То же самое происходит и в России, где позиции отечественных марок до сих пор сильны. Стал частью альянса Renault-Nissan гигантский АвтоВАЗ, а к нему, в свою очередь, примкнул не оправившийся еще от прошлого кризиса 2008-2009 годов ИжАвто (ныне – Лада Ижевск). УАЗ входит в группу Sollers, которая владеет большим количеством автомобильных заводов в России, в том числе в партнерстве с зарубежными команиями. Часть акций КАМАЗа принадлежит немецкому концерну Daimler, в Набережных Челнах производят грузовые «Мерседесы», а грузовики с российской эмблемой переходят на кабины от немецких моделей прошлых лет.

При этом автомобильные компании ищут новые возможности для сотрудничества. Одна такая «дружба» зародилась осенью прошлого года, другая сейчас находится в стадии обсуждения.

В конце октября 2016 года было объявлено о том, что японская марка Mitsubishi вошла в состав альянса Renault-Nissan. За 237 миллиардов йен (около 2,1 миллиарда долларов) Nissan приобрел 34% акций соотечественников. Mitsubishi Motors Corporation станет полноправным участником альянса, однако о смене названия пока объявлено не было. Председателем совета директоров «трех бриллиантов» назначен глава «Ниссана» Карлос Гон, известный всему автомобильному миру своим умением за счет жестких мер выводить предприятия из кризиса.

А выходить из пике Mitsubishi сейчас очень нужно! Компания не может себе позволить обновлять модельный ряд теми темпами, которых требует рынок. В результате наблюдается заметное падение спроса даже на российском рынке, который компания когда-то называла для себя ключевым в Европе. Причина этого очевидна – не слишком интересные покупателям машины. Большой Galant в последней генерации не представлял из себя ничего выдающегося и ушел тихо и бесславно. Некогда пребывавший в числе бестселлеров Lancer немолод и тоже покинул российские шоу-румы, хотя в странах Азии он еще представлен и даже обновляется. Большой Pajero, несмотря на всю свою культовость, уже может считаться пенсионером. Даже компактный кроссовер ASX Mitsubishi пока не довела до серийного воплощения, хотя его прототипы кочуют по мировым автошоу уже не первый год. В России продажи тянет на себе Outlander, которому вряд ли поможет ставший очень дорогим после смены поколения Pajero Sport.

Mitsubishi объединит с Renault-Nissan логистические схемы, наладит обмен технологиями, совместное использование платформ и производственных площадок. Первый результат не заставил себя ждать. Спустя полтора месяца после присоединения к альянсу японская марка объявила срок выхода «Лансера» 11-го поколения: машина появится через два года. До этого в течение пары лет представители компании говорили то о поисках партнера, то о самостоятельной работе, но никаких конкретных результатов так и не представили. Теперь же у Mitsubishi станет полегче с финансами, но главное – появится доступ к платформам и силовым агрегатам Renault-Nissan! Скорее всего, в основу следующего «Лансера» ляжет модульная франко-японская «тележка» CMF.

Выгоды для Renault-Nissan тоже очевидны. С присоединением нового бренда альянс может смело приплюсовывать его продажи к своим. Это продвинет автогиганта еще выше в мировом рейтинге производителей и добавит авторитета. Кроме того, сам по себе факт обширного портфолио марок тоже многое значит.

Еще одно новое объединение только обсуждается. General Motors, кажется, отчаялся вывести Opel на прибыльный уровень и не в первый уже раз пытается продать свое европейское подразделение. Заинтересованный потенциальный покупатель есть – альянс PSA Peugeot-Citroen. Любопытно, что пять лет назад, когда американцы и французы заключили соглашение о сотрудничестве, совместной разработке и производстве автомобилей, некоторые эксперты полагали, что PSA может полностью перейти под контроль компании из США. Теперь же получается, что GM хочет оставить форпост в Старом Свете, но владеть им не собирается.

PSA может оказаться владельцем марок Opel и Vauxhall (производит праворульные версии «Опелей» для рынка Великобритании), равно как и всех их заводов в Европе. Факт переговоров обе стороны подтвердили, и их результат должен стать известен в ближайшее время. Одна только эта новость увеличила стоимость акций и капитализацию французского альянса. По предварительной оценке, сделка может обойтись в сумму от 7 до 13 миллиардов долларов.

Выгоды для General Motors очевидны: продать убыточную компанию и при этом остаться в партнерах с ее покупателям – сильный ход! Для PSA же это шанс резко увеличить свою долю на европейском рынке до 16%. Новое объединение может опередить Renault-Nissan и выйти на второе место за немецким Volkswagen.

Интересно, что из объявленных в 2012 году планов партнерства GM и PSA не реализовано практически ничего! Машины на общей платформе поспели только сейчас. И то – пока только предсерийные. Речь идет о кроссоверах Opel Crossland X и Citroen C-Aircross, которые покажут в Женеве.

Крайне любопытно, как повлияет сделка на китайский авторынок. Компания Dongfeng владеет 14% акций альянса PSA и выпускает в Поднебесной широчайшую гамму моделей Peugeot и Citroen для местного рынка. Opel в Китае не представлен, зато его клоны под брендом Buick делает General Motors, и они на местном рынке более чем успешны. Возможно, сделка по продаже «Опеля» будет сопровождаться условием, что эти автомобили не появятся в Поднебесной, дабы не портить GM продажи «Бьюиков».

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ