С 1 июля вступили в силу поправки в ПДД, согласно которым власти могут устанавливать ограничения для въезда в определенные зоны по экологическому классу автомобилей. Не пора ли покупать машину поновее?
Месяц назад, 1 июня, в России изменились правила оформления аварий по европротоколу. А 1 июля поправки настигли главный для водителей документ – Правила дорожного движения. Пока многие СМИ склонны называть их формальными и бесполезными, но можно не сомневаться, что Москва в ближайшие годы приступит к их реализации.
Речь идет о новых дорожных знаках, ограничивающих движение автомобилей на основании их экологического класса: Евро-0, Евро-1, Евро-2 и так далее. Сейчас в Европе, напомним, действует уровень Евро-6, а большая часть продаваемых в России официально машин имеет чистоту выхлопа по требованиям Евро-5. Также появилась дополнительная информационная табличка «Экологический класс транспортного средства». Ее будут устанавливать в комбинации с самыми разными знаками, запрещая отдельные действия владельцам машин с «грязным» выхлопом.
Можно сказать, что новые знаки появились пока только на бумаге. Технические требования и правила их применения должны быть закреплены в ГОСТ, а они пока не готовы. В Минтрансе и Росстандарте уверяют, что работа будет закончена в текущем году. Стандарты необходимы, в первую очередь, производителям «жестянок»: пока их не будет, неизвестно, как «рисовать» знаки.
Поправки в ПДД были разработаны Минтрансом еще четыре года назад (заметим, что изначально идея родилась еще у администрации мэра Юрия Лужкова, но до реализации дело не дошло). Ведомство опиралось на зарубежный опыт. В теории запрет должен вводиться местными властями для районов с неблагоприятной экологической обстановкой. Если не пускать в него никого, или разрешать движение только самым современным транспортным средствам, воздух станет чище. Однако подозреваем, что в реальности никакого экологического мониторинга проводиться не будет, и новый инструмент станет использоваться для освобождения центра городов от транспорта. Ведь обычные «кирпичи» просто так везде не развесишь, а теперь у властей будет прикрытие благородными целями. Если же действительно развешивать знаки, исходя из их реального предназначения, то в стране можно закрывать для машин целые города.
Контролировать нарушителей несложно. В Москве уже создана обширная сеть камер фиксации нарушений. Они станут сверять все попавшие в поле зрения номерные знаки с базой ГИБДД. В регистрационных документах каждого транспортного средства (ПТС и свидетельстве о регистрации) содержатся сведения об экологическом классе двигателя. Если он окажется ниже разрешенного, владелец получит «письмо счастья». Можно контролировать соблюдение нормы и «вручную», с помощью патрулей ДПС. Если разбираться в машинах, нетрудно визуально определить, к какому классу, скорее всего, относится приближающийся автомобиль.
В нынешней редакции КоАП под нарушение подходит ст. 12.16.1 о невыполнении требований дорожных знаков. Штраф о ней составляет 500 рублей. Однако не исключено, что в перспективе появится и отдельная «экологическая» статья с более суровым наказанием.
В применении наказания за въезд в запретные «экологические» зоны есть важный нюанс. Массово указывать класс выхлопа в документах стали только во второй половине 2000-х годов. Учитывая возраст российского автопарка, у десятков миллионов автомобилей в соответствующей графе данные отсутствуют. Очевидно, что они отвечают нормам Евро-2 и ниже, однако строго формально наказывать их нельзя: данных-то нет. Как будет реализован механизм контроля, пока неясно. Вариантов два: или владельцы таких машин будут освобождены от ответственности, или же их по умолчанию приравняют к нарушителям. Восполнить пробел в документах несложно, но это потребует времени. Экологический класс можно проставлять в ПТС и СТС при перерегистрации транспорта в ГИБДД, сверяясь с каталогами.
А потенциальных нарушителей в России огромное количество! Чтобы добиться реальной пользы от экологических ограничений, нужно вводить запрет для машин ниже уровня Евро-4. По данным агентства «Автостат», по состоянию на 1 января 2018 года четвертому и пятому классам в России соответствуют всего 41,8% легковых машин, 23,4% легких коммерческих и 15,6% грузовиков. Все остальные имеют выхлоп по стандарту Евро-3 и ниже. Это десятки миллионов автомобилей. И если в Москве автопарк сравнительно молодой, то во многих регионах введение ограничения по классу Евро-4 лишит возможности ездить массу автомобилистов.
Нет ясности и с тем, какие зоны попадут под защиту. Если обратиться к европейской практике, это должны быть исторические центры городов. Но какой оборот дело примет в России, предсказать сложно. Москва, например, может провести границу по любому из своих колец, включая МКАД. Ну а в ЦОДД уже отрапортовали, что готовы собирать деньги, как только будет готова вся необходимая документация.
«Техническая возможность фиксировать автомобили, въезжающие в экологические зоны, у ЦОДД есть при условии необходимой базы данных. Как только соответствующие ГОСТы будут утверждены, ЦОДД готов использовать камеры, чтобы отслеживать въезд автомобилей в зоны с ограничением экологического класса», — заявили в ведомстве.
Так что заглядываем в документы на свою машину и прикидываем, не стоит ли избавиться от нее заранее, не дожидаясь, пока езда на ней в родном городе попадет под запрет.