Возродившись в XXI веке, легендарная японская марка радикально сменила свою целевую аудиторию и концепцию моделей. Теперь Datsun связывает все надежды с рынками развивающихся стран.
Марка Datsun была основана в 1911 году и просуществовала на рынке до 1986-го. Несколько лет назад высшие руководители «Ниссана», уловив в отрасли тенденцию к возрождению подзабытых и запуску новых брендов, вспомнили об имеющемся у них в запасе имени. Правда, после реинкарнации «Датсуну» предложили забыть о культовых спорткарах да и вообще о «приличных» моделях. Отныне его стихия – недорогие машины для развивающихся рынков. Для запуска «первой очереди» были выбраны три страны. В перспективе их перечень может быть расширен.
Информация о грядущем возрождении имени Datsun появилась летом 2011-го, аккурат в год столетия марки. Уже в начале 2012 года СМИ начали публиковать слухи разной степени достоверности о грядущих машинах. Их компания обещала сразу три: по одной для Индии, Индонезии и России. Сборку, разумеется, сразу налаживали в стране сбыта, причем добивались максимального использования местных комплектующих: цена решает все.
Первая модель дебютировала в июле 2013 года. Хэтчбек Datsun GO был создан специально для индийского рынка. В его основу легла платформа Nissan Micra. Подход к выбору базы стал одной из «фишек» марки. Японцы создают машины на тех «тележках», которые уже локализованы в стране продаж, тем самым добиваясь минимальной стоимости. Кроме того, это должно быть надежное и проверенное решение, что так ценят покупатели автомобилей из низшего ценового сегмента.
Длина хэтчбека GO составляет 3785 мм, ширина – 1635 мм, высота – 1485 мм, колесная база — 2450 мм. Переднеприводная пятидверка предлагается с 1,2-литровым двигателем мощностью 76 л.с. и 104 Нм и пятиступенчатой механической коробкой передач. Интерьер оформлен незатейливо, но вполне симпатично и современно. Полновесной мультимедийной системы модели не положено, зато в списке опций есть док-станция для подключения гаджетов к штатной аудиосистеме. На старте продаж индийские дилеры просили за GO чуть больше 5000 евро, что в переводе на рубли по тогдашнему курсу составляло около 220 000 рублей.
Всего через два месяца Datsun показал и вторую модель – GO+ для Индонезии. Столь небольшой интервал объясняется тем, что технически она идентична индийской версии: тот же силовой агрегат, тот же интерьер, абсолютно идентичная передняя часть кузова. Отличие лишь в более вместительном кузове. Для страны актуальны семиместные автомобили, поэтому японцы растянули хэтчбек до крошечного вэна, добавив третий ряд сидений. Несмотря на то, что машина создавалась для субтильных азиатов, производитель честно указывает посадочную формулу как 5+2: высидеть на галерке сколь-нибудь долгое время смогут лишь дети.
На первых двух моделях Datsun показал элементы дизайна, ставшие фирменными чертами марки. Это характерная шестиугольная решетка радиатора и выштамповка вокруг эмблемы на корме кузова. Детали фигурировали и на тизерах российской машины, которую пришлось ждать еще почти год.
«Наш» Datsun оказался перелицованным седаном Lada Granta и получил непонятное для российского уха имя on-DO. Японцы, конечно, говорили о философии и ассоциации частички «DO» с понятиями «путь» и «движение», но кому интересны высокие материи при знакомстве с одной из самых дешевых машин на рынке? Рассекретили автомобиль в апреле 2014-го, цены объявили в конце июля, а продажи стартовали только осенью на фоне уже обозначившегося роста курса доллара и евро.
Дорабатывая отечественную модель, инженеры не только заменили внешние кузовные панели. Стал больше задний свес, увеличив объем багажника, переработана панель приборов, пересмотрены комплектации. Так, уже в базовый набор вошли ABS и обогрев сидений, а топовые версии получили четыре подушки безопасности, которых до сих пор нет у «Гранты». Кроме того, конструкцию улучшили по десяткам позиций, стремясь сделать чуть лучше исходника: надо же было оправдывать более высокую цену. На старте продаж за «японский» седан просили от 329 000 рублей, сегодня – от 406 000.
Интересно, что с самого начала Datsun on-DO по части набора силовых агрегатов бледно смотрелся на фоне «донора», и это упущение не исправлено до сих пор. В арсенале «иномарки» нет ни 16-клапанного двигателя, ни робота, ни АКПП, хотя последнюю со временем все-таки обещают внедрить. Выбор по сути отсутствует: мотор в 87 л.с. (в начальной комплектации – 82 л.с.) и 5-ступенчатая механика.
Частично ситуацию исправил хэтчбек mi-DO, сделанный из «Калины». Его впервые показали публике на Московском автосалоне в августе 2014 года, но в продажу он пошел только весной 2015-го. Пятидверка оказалась заметно дороже седана: от 415 000 год назад и от 462 000 сегодня. Зато есть возможность заказать машину с автоматом. Он доступен для любой версии, а доплата за него составляет 50 000 рублей. Кроме того, можно слегка выделиться из толпы, остановив свой выбор на специальной комплектации International, отличающейся контрастными вставками на кузове и некоторыми декоративными элементами.
Российские «Датсуны» звезд с неба не хватают. Хэтчбек не входит в число бестселлеров рынка, седан продается лучше, хотя до «Лад» по популярности дотянуться не может. Тем не менее, свои поклонники у автомобилей с японским именем находятся.
Но как быть по-настоящему успешным в современном автомобильном мире без кроссоверов? Datsun знает про потребности рынка. Первый концепт на вседорожную тему компания показала в феврале 2014 года. В апреле 2016-го машина превратилась в серийную, изменившись лишь в мелочах. Даже имя – redi-GO – сохранилось. Городской хэтчбек с большим дорожным просветом (так официально отрекомендовал новинку производитель) оснащен 800-кубовым бензиновым мотором в 54 л.с. и 5-ступенчатой механикой. Такой же силовой агрегат возит Renault Kwid, с которым Datsun роднит модульная платформа CMF-A. Продажи начнутся с Индии, потом автомобиль появится в Индонезии и ЮАР. Стартовая цена – около 3500 евро.
В конце 2015 года в Японии был представлен концепт Datsun GO-Cross, построенный на платформе компактвэна GO+. Первыми его смогут приобрести жители Индонезии, однако когда именно, пока неизвестно. Выглядит автомобиль дороже и симпатичнее всех существующих серийных «Датсунов», но на то он и шоу-кар. У него пока нет даже интерьера.
Обещан вседорожник и российским покупателям. Согласно изначальному плану, третья модель должна появиться в течение трех лет после запуска первой. С момента представления on-DO прошло почти два года, а вестей о пополнении пока нет. В разное время появлялись слухи, что кроссовер для нашего рынка построят на базе классической «Нивы» или «Калины Кросс». Второй вариант выглядит наиболее правдоподобным. Хотя есть мнение, что к нам привезут именно GO-Cross. В любом случае, ясность в судьбе вседорожника наступит уже в этом году. Ждать осталось недолго.