С начала «дизельного скандала» прошел почти год, но основные траты для концерн Volkswagen еще впереди. Не разорят ли они автогиганта?

Тяжелые времена для концерна Volkswagen наступили в сентябре прошлого года. Напомним вкратце. Компанию уличили в махинациях с уровнем вредных выбросов и расхода топлива дизельных двигателей, причем носили они массовый характер: под подозрение, а позже и под обоснованное обвинение попали сотни тысяч автомобилей. Скандал быстро окрестили дизельгейтом. Разгорелся он в США, потом проверки выявили аналогичные подтасовки на других рынках. Ну а чуть погодя проверяющие органы пришли с вопросами и к другим производителям, за что те наверняка сказали «Спасибо!» коллегам из «Фольксвагена».

Справедливости ради отметим, что в той или иной степени жульничали с экологическими параметрами практически все. Ничего не поделаешь: без соответствий требованиям «зеленых» ничего не продашь, а ужесточаются они буквально с каждым месяцем. Вот и приходилось автоконцернам изворачиваться, добиваясь нужных результатов при этом стараясь еще и не слишком поднять цену своих машин.

Смелее всех поступил альянс PSA. Французы измерили расход топлива (он и уровень выбросов CO2 находятся в прямой зависимости друг от друга) в реальных условиях, после чего сравнили полученные цифры с результатами лабораторных тестов, которые и попадают в официальные технические характеристики автомобилей. 30 моделей Peugeot, Citroen и DS на дорогах общего пользования оказались на 40-60% прожорливее, чем было заявлено по итогам испытаний по циклу NEDC. Сопоставимая картина получилась бы при проверке современных машин любого другого производителя.

Однако вернемся к концерну Volkswagen. Первые финансовые потери не заставили себя ждать. Акции компании резко пошли вниз на биржах. Оценочная стоимость автомобильной империи за считанные дни уменьшилась на 16 миллиардов евро. В отставку подали глава «Фольксвагена» Мартин Винтеркорн и ряд других топ-менеджеров. Впрочем, потерями репутации, денег и карьеры для некоторых скандал не закончился. В отношении нескольких человек ведутся серьезные разбирательства, которые могут привести к уголовным наказаниям.

Поначалу доверие к маркам Volkswagen, Audi, Seat, Skoda и другим снизилось по всему миру. Однако по мере вовлечения в расследования других производителей потребители поняли, что мошенничество практиковалось многими, и «обижаться» на VAG перестали. Доказательство тому – первое место немецкого автогиганта в битве за звание крупнейшей автомобильной компании в мире. По итогам первого полугодия 2016-го Volkswagen обошел извечного соперника в лице «Тойоты», причем с весомым перевесом. Японцы произвели 5 033 177 машин и продали 4 991 741, тогда как аналогичные показатели немцев – 5 268 000 и 5 199 000 соответственно.

Получается, что потери имиджа в глазах покупателей удалось избежать. По крайней мере, она оказалась не катастрофической.

Наибольшие финансовые потери ожидают компанию в США. Здесь не продаются «Сеаты» и «Шкоды», так что оправдываться придется только за «Фольксвагены» (модели Jetta, Passat, Golf и Beetle) и «Ауди» (А3). В разряд неэкологичных попали экземпляры 2009-2015 годов выпуска с дизельными двухлитровыми моторами. Стоит заметить, что с типом дефектных двигателей автогиганту повезло. Коснись разбирательство куда более популярных в США бензиновых агрегатов, и финансовые потери оказались бы гораздо большими. Недавно были утверждены суммы выплат. На выплаты компенсаций владельцам машин или обратный выкуп уйдет до десяти миллиардов долларов. Еще около 4,7 миллиарда получат по искам Агентство по охране окружающей среды США (EPA), Калифорнийский совет по защите окружающей среды (CARB), а также будет потрачено на «меры по устранению последствий пагубного влияния» моторов Volkswagen на природу. Сюда же следует добавить издержки на дополнительный персонал: для обработки и урегулирования претензий компании придется временно нанять 250-300 человек.

В Европе машин с аналогичными моторами (и, естественно, аналогичными проблемами) гораздо больше. По грубым подсчетам, в США таковых насчитывается около полумиллиона, а во всей Европе – более девяти миллионов! Если подойти к выплатам в Старом Свете с заокеанскими мерками, то получится, что Volkswagen должен раскошелиться на многие десятки миллиардов евро! И это не считая штрафов различным надзорным органам.

Производитель четко дал понять, что на такие же щедрые компенсации жителям Старого Света можно не надеяться. Изначально отказ мотивировали более жесткими требованиями законодательства США. Дескать, там адаптировать автомобили «малой кровью» не получится. А в Европе – пожалуйста. Так что концерн собирается обойтись масштабной отзывной кампанией, перепрошивкой «мозгов» и заменой отдельных элементов конструкции.

Однако позже глава Volkswagen Маттиас Мюллер озвучил и другую причину. Такие выплаты компания попросту не потянет. Если ее все же обяжут их произвести, то крупнейший автоконцерн мира объявит себя банкротом, что приведет к остановке конвейеров и колоссальной потере рабочих мест по всему миру. Очевидно, что такого сценария немецкие и европейские власти не допустят.

России дизельгейт практически не коснется. В первую очередь, в силу крайне низкой популярности новых дизельных автомобилей. Однако Volkswagen все же объявил кампанию по обновлению программного обеспечения блока управления двигателя на 43 тысячах автомобилей концерна, проданных в нашей стране в 2008-2015 годах и оборудованных дизелями серии ЕА189. Финиш кампании намечен на конец текущего года.

Впрочем, не везде все так безоблачно. К примеру, власти Южной Кореи полагают, что местный импортер подтасовывал результаты испытаний на уровень вредных выбросов и шума. Результатом стал поистине беспрецедентный шаг: в стране аннулирована сертификация на 80 моделей Audi, Volkswagen и Bentley! Некоторые автомобили были лишены южнокорейских сертификатов соответствия ранее, так что в общей сложности жертвами дизельгейта станут до полумиллиона Audi и Volkswagen. На восстановление сертификации уйдет несколько месяцев, а концерну предписано выплатить компенсацию в размере около 16 миллионов долларов.

Напоследок отметим, что с 2017 года Евросоюз собирается ввести новые правила для сертификации автомобилей. Их цель – сделать так, чтобы паспортные данные по расходу топлива и вредным выбросам не отличались от реальных.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ