В ходе отчетной пресс-конференции по итогам 2015 года глава комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер предположил, что цены на автомобили будут пересмотрены уже в текущем квартале. При этом по данным аналитической компании «Автостат» с начала года прайс-листы на некоторые модели или их отдельные комплектации переписали уже 17 автомобильных компаний: Chevrolet, Citroen, Datsun, Ford, Geely, Hyundai, Jaguar, Kia, Land Rover, Lifan, Mitsubishi, Nissan, Peugeot, Renault, Skoda, Volkswagen, а также отечественный АвтоВАЗ, хотя в конце прошлого года о грядущих изменениях заявляли только четыре из них. Эксперты уверены, что процесс повышения цен будет продолжаться на протяжении всего года.

За весь прошлый год было реализовано 1,6 млн автомобилей, что на 35,7% меньше, чем в 2015 году. Этот результат немного превзошел кризисный 2009 г., когда было продано менее 1,5 млн машин, но стал самым низким за последние шесть лет. Рынок падает три года подряд, но такой мощный провал показывает впервые с 2009-го. Впрочем, если в 2010 г. рынок начал быстрое восстановление, то аналогичных прогнозов на 2016 г. эксперты не дают, ожидая в самом лучшем случае лишь повторения нынешнего сценария. В АЕБ предполагают, что в 2016 г. будет продано 1,53 млн. автомобилей, т.е. еще на 4,7% меньше. Но уточняют, что это только при самом оптимистичном сценарии, если вновь заработают программы господдержки авторынка. «Остановка падения уже станет для нас прогрессом. Однако никто не знает, когда именно рынок стабилизируется и вернется к столь необходимому росту», – пояснил Шрайбер.

Объемы продаж будут напрямую зависеть от цен на автомобили, то есть от устойчивости рубля, уверены участники рынка. Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов полагает, что более реальный прогноз – 1,3–1,4 млн автомобилей при условии сохранения нынешнего курса рубля. При дальнейшем ухудшении экономической ситуации цены поползут выше, а продажи упадут еще больше, но существенного провала не будет, уверен эксперт. «Ниже уровня в 1,1 млн машин российский авторынок уже не упадет. Господдержка поможет бюджетному сегменту, но в любом случае срок владения автомобилем будет расти», – спрогнозировал Удалов.

Именно бюджетный сегмент сейчас стал локомотивом рынка – в десятку лидеров продаж по итогам года вошли семь компактных седанов российского производства и три самых дешевых кроссовера. За год сегмент доступных седанов вырос почти на 5%, отобрав долю рынка у более дорогих машин. А вот продажи субкомпактных кроссоверов иностранных брендов, на которые во всем мире пересаживаются из автомобилей сегмента «B», в России остались на прежнем уровне – для российского рынка эти машины уже стали слишком дорогими, перестав укладываться в понятие доступных. Да и этот результат достигнут лишь с учетом активной распродажи модели Opel Mokka после объявления об уходе марки с российского рынка.

Как пояснил корреспонденту Autonews.ru директор по связям с общественностью GM в Россия и СНГ Сергей Лепнухов, все оставшиеся на складах и дособранные на местных заводах автомобили Opel и Chevrolet удалось реализовать до конца года. Старые модели Chevrolet, которые будут собираться в Узбекистане и продаваться у нас под брендом Ravon, заменят ушедшие автомобили концерна GM лишь частично. «Это нормальная практика — предложить рынку вполне современные машины за небольшую цену. Но это вопрос отношений головного офиса и его компаньонов. К российскому представительству General Motors эти машины никакого отношения иметь не будут, что бы там ни говорили о заходе концерна с черного входа», – уточнил Лепнухов.

Вопросы удержания цен представительство GM теперь, похоже, не волнуют. Российская Niva имеет большой запас прочности, а все остальные машины концерна теперь будут играть в премиум-сегменте, для которого ценовые колебания менее существенны, говорит представитель GM: «Делаем ставку на Cadillac, будем выводить новые интересные модели. Спрос на все новое в премиум-сегменте всегда хороший».

На вопросы о том, что же будет происходить с ценами в более массовых сегментах, опрошенные Autonews.ru представители автомобильных брендов определенно ответить не смогли, ссылаясь на неопределенность экономической ситуации. Глава российского представительства Skoda Любомир Найман напомнил, что цены на автомобили в России растут гораздо медленнее валютных курсов, и каждое представительство тщательно рассчитывает все изменения в прайс-листах, нащупывая баланс между спросом и возможностями производств и импортеров: «Наши ожидания – это математика. Мы работали с евро стоимостью 40 руб., а сейчас он вдвое дороже. Цены на автомобили при этом выросли в среднем на 30%. Конечно, никто не может быть доволен спадом рынка в 37%, но сейчас нужно хотя бы удержать свои позиции».

Топ-менеджер полагает, что в ближайшее время цены будут продолжать постепенно расти, но болезненных резких скачков продавцы постараются избежать: «Опыт прошлого года показывается, что все производители медленно, но постоянно повышают цены. В ближайшее время мы ожидаем рост цен примерно на 10% даже при сохранении курса валют – это поможет хоть как-то компенсировать ценовые игры импортеров». Найман уверен, что при очередном повышении многие могут работать без прибыли: «Если марка уверена в будущем на ближайшие 10-20 лет, она постарается остаться и будет готова терпеть убытки».

Значительно повышать цены не имеет смысла, поскольку клиенты просто перестанут покупать автомобили, уверен генеральный директор российского представительства Suzuki Кэиити Сумида: «Когда машина становится слишком дорогой, клиент либо отказывается от покупки, либо откладывает ее». При этом представитель марки, продажи которой упали значительно ниже рынка, не торопится оценивать ситуацию, как критическую: «Мы не думаем, что падение на 67% является поводом для ухода с рынка. Сейчас надеемся как минимум сохранить нынешний уровень продаж, потом будут новые модели. Главная задача сейчас – дать клиенту возможность купить автомобиль».

Не лучше идут дела и у российского офиса Fiat-Chrysler, но генеральный директор Джорджио Горели считает, что борьба за рынок еще впереди: «Суть игры в том, что надо искать компромисс между целями дилеров и клиентов. Просто не будет, и мы понимаем, что придется идти на уступки. Но цены не будут расти бесконечно. Наша задача сейчас – предложить клиентам качественный сервис».

В том, что рынку не обойтись без госпрограмм поддержки автопрома, сходятся все эксперты. Ранее глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что в первом полугодии на эти программы государство готово потратить 20 млрд рублей. Вопрос только в том, как именно будут распределяться квоты на государственную помощь. Например, в прошлом году господдержка не коснулась некоторых китайских компаний, имеющих сборочные производства на территории России. Источник Autonews.ru в представительстве Chery рассказал о том, что банки отказывались выдавать льготные автокредиты под покупку китайских машин черкесской сборки, ссылаясь на указание Минпромторга. При этом само ведомство на запрос импортера эту информацию не подтвердило.

Источник: autonews.ru

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ