Шведский специалист Бу Андерссон досрочно сложил полномочия главы российского автогиганта. Имя преемника cовет директоров АвтоВАЗа объявит 15 марта.

За последние два года флагман российской автомобильной промышленности обрел совершенно иное лицо – шведского топ-менеджера Бу Инге Андерссона. С 14 января 2014 года, когда новый глава АвтоВАЗа заступил на должность, на Тольяттинском автогиганте произошло немало изменений. Теперь же совет директоров предприятия решил уволить генерального директора завода, не дожидаясь окончания контракта, который истекает в конце текущего года. В чем причина этой спешки?

Политика шведа направлена на сокращение издержек предприятия и соблюдение всех сроков выхода новых моделей на рынок. За последние два года свет увидели шесть новых моделей: лифтбек Lada Granta, псевдокроссоверы Lada Kalina Cross и Largus Cross, «городская» версия «Нивы» Lada 4х4 Urban, высокий хэтчбек XRay и собственная разработка АвтоВАЗа – седан Lada Vesta. Плюс освоена роботизированная коробка передач, которая нашла применение практически на всей гамме тольяттинских моделей.

Потенциальные покупатели встретили новинки довольно благосклонно, хотя время для начала продаж выбрано не самое удачное, да и цены АвтоВАЗ повышать не забывает. Однако по итогам февраля и января-февраля 2016 года Lada Vesta занимает седьмое место в списке самых продаваемых моделей России. Посмотрим, какая судьба окажется у «Иксрея», который еще дороже. Пока же кажется, что в массе своей покупатели не готовы покупать дорогие машины с ладьей на решетке радиатора, но Бу Андерссон был уверен в обратном.

«Наши конкуренты теперь смотрят на нас по-другому и воспринимают как сильных соперников», — заявлял топ-менеджер.

Значительно повысилось и качество автомобилей. Если в 2013 году с конвейеров сходило только 50% машин без каких-либо дефектов, то в 2015 году их число увеличилось до 90%. Прогресс налицо! Подтверждают это не только официальные цифры, но и потребители. Немалую роль в таком прогрессе сыграла налаженная шведским управленцем система обратной связи и обязанность отслеживать и реагировать на все замечания покупателей.

Однако не только этим запомнится период руководства Андерссона. В первый же год своего руководства заводом «дядюшка Бу» развернул настоящую войну с поставщиками. Он требовал снижения цен, повышения качества продукции и соблюдения графика поставок. А вот производители комплектующих привыкли к более гибкому подходу предыдущих руководителей предприятия.

В октябре 2014 года холдинг «Объединенные автомобильные технологии» не договорился о корректировке цен и не отгрузил детали интерьера и задние фонари для девяти тысяч автомобилей, из-за чего встали конвейеры. И это не единичный случай. Например, с АвтоВАЗагрегатом, который поставлял сиденья на завод, АвтоВАЗ и вовсе прекратил сотрудничество.

«Они в конце 2014-го фактически приставили пистолет к моему виску. АвтоВАЗагрегат тогда прекратил поставку сидений, и в настоящее время они не являются больше нашим поставщиком. А ОАТ не отгрузил фары и другие детали. Я никогда не сталкивался с таким поведением. Я всем поставщикам говорю, что заказчик ждет выполнения пяти условий: качества, исполнения сроков поставки, сервиса, цены и условий оплаты. ОАТ не выдержал конкуренции», — отметил Бу Андерссон.

В результате в вину главе АвтоВАЗа вменяли разрыв отношений с российскими партнерами и переход на импортные комплектующие. В «мирное время» это, возможно, осталось бы незамеченным, но рухнувший рубль вмиг выставил напоказ огромный минус такого партнерства – неизбежное и весьма значительное повышение себестоимости автомобилей.

Немало вопросов вызывала и кадровая политика топ-менеджера. Сокращение расходов предприятия глава завода начал с массовых сокращений персонала. Рабочих постарше отправили на пенсию, немалое количество сотрудников сократили. Если в конце 2013 года на заводе числилось 69,2 тысячи человек, то по планам «дядюшки Бу», к 2020 году их должно остаться только 30 000. При Андерссоне уволили более 20% рабочих или более 15 тысяч человек. При этом особых альтернатив в Тольятти нет, так как жизнь в городе полностью зависит от завода. Этот факт достаточно резко оценивает российский акционер предприятия Сергей Чемезов.

«Так расставаться с людьми нельзя. В 2008–2009 годах АвтоВАЗ сократил около 45 тысяч сотрудников. Но не было шума, был четко выстроен процесс, мы работали совместно с региональными властями и Минтрудом. Нашли новые рабочие места, перевели людей, провели обучение, они получили новые профессии. Но резать жестко по принципу «половина уходите, а остальные пусть работают» — нельзя», — уверен член совета директоров.

К тому же не стоит забывать, что впереди выборы и решение об увольнении шведа станет еще и удачным политическим ходом. Мол, спасли Тольятти от безработицы и социальной напряженности.

Правда, стоит сделать одну важную оговорку. Именно путь жестких сокращений издержек и персонала – самый короткий и верный для оздоровления предприятия и выводу его из кризиса. По такому рецепту Андерссон вытягивал ГАЗ, а Карлос Гон – Nissan.

Еще при приеме на работу Андерссону были поставлены конкретные задачи: к 2016 году довести рыночную долю марки Lada до 20%, а также выход на безубыточность при 6% рентабельности. С этими задачами топ-менеджер не справился. Отчасти в этом виновна непростая экономическая ситуация и падение курса национальной валюты, из-за чего россияне стали экономить. И в первую очередь – на крупных покупках.

С безубыточностью не сложилось. 2015 год АвтоВАЗ закончил с катастрофическими результатами: чистый убыток 73,9 миллиарда рублей и все 94,3 миллиарда с учетом долгов предыдущих периодов. До 20%-ной рыночной доли автогигант тоже не дотянулся, хотя его часть «пирога» начала расти впервые за долгое время. По данным АЕБ, в 2015 году она составила 16,8% против 15,5% в 2014-м, а за январь-февраль – 17,9% против прошлогодних 16,9%.

В итоге на этой неделе информация об увольнении Андерссона, появившаяся в качестве слухов еще перед праздниками, подтвердилась. 15 марта совет директоров Волжского автомобильного завода назначит нового руководителя, который примет дела к началу апреля. Ему предстоит «возглавить следующий этап операций по выводу компании из кризиса».

Николя Мор

В списке претендентов три фамилии. Наиболее вероятным кандидатом некоторые источники называют нынешнего управляющего директора группы Renault в Румынии, президента и генерального директора румынской марки Dacia, француза Николя Мора. Также рассматриваются глобальный руководитель марки Datsun, вице-президент Nissan Винсент Кобе и глава Lada Ижевск (бывший завод ИжАвто) Михаил Рябов.

Как будет работать АвтоВАЗ дальше – неясно. Газета «Ведомости» озвучила концепцию, согласно которой в структуре предприятия наряду с генеральным директором появится должность топ-менеджера по взаимодействию с государственными органами и контролю социальных вопросов. Если главой завода станет человек Renault-Nissan, то новую должность отдадут на откуп «Ростеху». При этом в социальных вопросах генеральный директор будет ей подчиняться.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ