Спрос на продукцию Волжского автозавода рос быстрее, чем рынок в целом. Производитель «Лад» закончил год на мажорной ноте и с оптимизмом смотрит в будущее.

Ассоциация европейского бизнеса огласит общую статистику российского авторынка только днем в понедельник, 14 января. АвтоВАЗ дожидаться ее не стал и в рамках прошедшей в Москве специальной пресс-конференции отчитался об успехах минувшего года. Именно об успехах: все оглашенные цифры можно считать очень позитивными.

В целом продажи на российском авторынке за 2018 год выросли на 13%, до 1,8 миллиона машин. АвтоВАЗ развивался опережающими темпами: спрос на «Лады» увеличился на 16%. В абсолютных цифрах это 360 204 машины. Кстати, ровно год назад мы публиковали производственный план Волжского автозавода на 2018 год. В Тольятти и Ижевске собирались выпустить 370 тысяч «Лад». С учетом того, что часть автомобилей отправилась на экспорт, план можно считать выполненным.

За отчетный год доля «Лады» на отечественном рынке выросла на 0,5% процентного пункта – с 19,5% до 20%. В новейшей истории это лучший показатель бренда! Конечно, в былые годы АвтоВАЗ в России был практически монополистом, но с тех времен у «Лад» появилась масса сильных соперников, так что о спокойной жизни остается только мечтать.

Лидер рынка и вазовского завода – «Веста»! Таким образом, четыре последних года у нас на первом месте побывали четыре разные модели: «Лада Гранта» (2015), Hyundai Solaris (2016), Kia Rio (2017) и «Лада Веста» (2018). Последняя встала на конвейер 25 сентября 2015-го и все годы стабильно набирала популярность. Дилеры реализовали 108 364 машины, что на 40% больше, чем в 2017-м. Успеху способствовал выход новых версий: пятидверок SW и SW Cross осенью 2017 года и Cross-седана в середине 2018 года. Удивительно, но в нашей «стране седанов» на «Весты»-универсалы пришлась большая доля спроса: их выбрали 43 282 покупателя. Наиболее популярен седан в средних уровнях оснащения.

В ближайшие дни грядет еще одно пополнение – 145-сильная «Веста Спорт». Ее отгрузки дилерам уже начались, цены и комплектации АвтоВАЗ огласит со дня на день. Заряженный универсал, который видели на шпионских снимках, появится, если завод увидит хороший спрос на мощные седаны. Под конец 2019 года можно понадеяться на старт продаж «Вест» с вариатором Jatco.

На втором месте (и среди «Лад», и на всем рынке) – «Гранта». За счет рестайлинга и помощи бывших «Калин» модель показала прогресс на 13% и почти догнала «Весту»: 106 325 автомобилей. Не исключено, что уже в январе бюджетное семейство обгонит флагмана. Будет интересно посмотреть за развитием событий.

Третий по популярности среди «Лад» — «Ларгус». Универсалы выбрали 44 072 человека, фургоны – еще 9619 покупателей. Модель занимает в «абсолюте» седьмое место. На десятом месте общей статистики и четвертым у АвтоВАЗа идет «Иксрей». Продано 34 807 хэтчбеков, что превышает результат прошлого года на 4%. Свежий «Иксрей Кросс» только начал раскручиваться, однако перспективы у него неплохие. По данным АвтоВАЗа, в декабре на него пришлась треть продаж модели.

Может показаться удивительным следующий факт: наибольшее количество «Лад» из всех регионов страны продается в Москве и Подмосковье – 9,2% от общего количества. А ведь принято считать, что в «зажравшейся» столице отечественные машины невостребованы. Родная для АвтоВАЗа Самарская область только на втором месте с 6,9%. Далее расположились республика Татарстан (6,3%), Санкт-Петербург и Ленинградская область (4,6%), Пермский и Ставропольский край (по 4,2%), Челябинская область и республика Башкортостан (по 4,0%), Краснодарский край (3,7%) и Воронежская область (3,6%). На десять перечисленных регионов в общей сложности приходится больше половины (50,8%) продаж автомобилей «Лада».

Рассказали представители АвтоВАЗа и об экспорте. На внешние рынки было отправлено за 2018 год 38 052 «Лад». Это сразу на 57% больше, чем в 2017-м. Основными направлениями, конечно, остались страны бывшего СССР. В Казахстане отечественный бренд занимает 22,3% рынка, в Белоруссии – 19,2%, в Узбекистане – 3%. В прошлом году тольяттинцы запустили новые направления: открыты отгрузки в Турцию, Тунис, Чили и на Кубу.

Европу вазовцы назвали неприоритетным направлением. В Старом Свете оценили прогресс завода на примере «Весты», но прорыва все равно не случилось. К тому же из-за планомерного ужесточения норм по уровню вредных выбросов в среднесрочной перспективе присутствие «Лады» на рынках стран Западной Европы может оказаться под вопросом.

Что еще? «Гранта Кросс» появится на рынке в ближайшее время. Проект «Гранты Спорт» находится на ранней стадии, так что даже в 2019-м эта машина может не появиться. Скорее всего, автомобиль выйдет в кузовах седан и хэтчбек. А СП GM-АвтоВАЗ собирается в наступившем году выпустить 20 000 внедорожников Chevrolet Niva. Таким образом, снижение производства ожидается очень значительное: за январь-ноябрь 2018-го было продано 25 723 автомобиля.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ