В следующем году ГИБДД сменит подход к учету дорожно-транспортных происшествий. Это может привести к тому, что официальная статистика улучшится, хотя ситуация на дорогах не изменится. Просто считать станут иначе.

МВД России разработало новую методику ведения статистики дорожных аварий, пострадавших и погибших в них. Проект постановления «Об утверждении правил учета ДТП», как предполагается, вступит в силу с 1 января будущего года. Но это при условии, что у всех вовлеченных ведомств и комитетов хватит времени внести свои правки, а у полиции – привести документ к финальному виду. Не исключено, что срок запуска будет перенесен.

Судя по всему, официальные данные об уровне аварийности в стране улучшатся, хотя на дорогах никаких радикальных изменений не произойдет. Дело тут не в волшебстве, а в изменении схемы подсчета дорожных инцидентов. Так, по мнению авторов из МВД, не следует включать в отчеты аварии, косвенно связанные с автомобилями. Исключат из них и данные о погибших и пострадавших во время соревнований по авто- и мотоспорту, на съемках фильмов или рекламы, во время массовых развлекательных мероприятий. Таких трагедий единицы, и на общую картину они не оказывают никакого влияния. Но идею МВД понять можно: ведомство не имеет к этим случаям никакого отношения, а спрашивают именно с него.

Та же участь постигнет проявления неосторожности при работе с автомобилями: инциденты при сцепке/расцепке, при проведении ремонта. Или, например, случаи, когда водитель запускает двигатель при включенной передаче и въезжает забор. В перечень исключений попадут аварии, произошедшие в результате «умышленных посягательств на жизнь и здоровье граждан или действий, направленных на причинение имущественного ущерба». Случайные падения пассажиров тоже останутся вне отчетов о ДТП. Однако это не означает, что полиция и страховые компании не будут оформлять подобные случаи: как и прежде, каждый факт нанесения ущерба имуществу, жизни и здоровью будет требовать привлечения компетентных органов.

В статистике останутся только аварии, вызванные нарушением ПДД на дорогах общего пользования. Все логично: это зона ответственности ГИБДД в части организации движения и надзора за нарушителями. Но и тут ожидаются исключения. Например, не станут портить данные столкновениями «в результате действий должностных лиц, уполномоченных осуществлять принудительную остановку транспортных средств». Иначе говоря, таран нарушителя патрульной машиной в статистику не войдет.

Еще из нового: у каждой аварии появится собственная электронная карточка. В нее внесут не только сведения, собранные автоинспекторами от участников ДТП и свидетелей. Данные также запросят у владельца дороги, страховщиков, медицинских организаций, а также владельцев транспортных средств, если это юридическое лицо.

Нововведения преследуют две цели. Первая – выйти на заданные показатели национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». К 2024 году смертность на дорогах должна составлять не более четырех человек на 100 000 населения. Вторая – снизить избыточную нагрузку на сотрудников ДПС, которая есть сейчас в связи с необходимостью оформлять большое число аварий.

«С одной стороны, так ГИБДД действительно приблизится к задачам, которые поставил президент, но никакого обмана или подтасовки я в этом не вижу. На дорогах полно случаев, которые не имеют отношения к ПДД или дорожной инфраструктуре. Человек посреди леса привязал санки к машине, поехал кататься и влетел в дерево. Эту глупость ДТП назвать никак нельзя. Около 8% ДТП совершают пьяные, 20–25% происходят из-за плохих дорог, и их из статистики никак не выкинуть, это главное», — полагает первый заместитель председателя комитета Госдумы по законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков.

В Правилах дорожного движения появятся новые термины. Сейчас «транспортное средство» — это «устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем». Со следующего года фомулировку изменят на более развернутую: «Устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Это устройства на колесном ходу категорий L, M, N, О (мототранспортные средства, пассажирские ТС, грузовые автомобили, прицепы), велосипеды с двигателем, мотонарты, трамваи, троллейбусы, тракторы, самоходные машины, мотоблоки, а также гужевой транспорт, за исключением вьючных и верховых животных».

Вместо понятия «дорога» вводится термин «автомобильная дорога» как «объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя все конструктивные элементы, такие как дорожное полотно и дорожные сооружения, элементы обустройства. К автомобильным дорогам приравниваются и принятые в эксплуатацию ледовые переправы и ледовые дороги на автозимниках».

А еще «раненый» (лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его лечение в стационарных условиях на срок не менее одних суток либо в амбулаторных условиях или в условиях дневного стационара) и «погибший» (лицо, являвшееся участником ДТП, умершее на месте ДТП либо от его последствий в течение 30 последующих суток).

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ