Курс валют растет и падает, а с ним вот уже год неумолимо растут санкции со стороны США и Европы. Продажи автомобилей демонстрируют стабильность: месяц за месяцем они катятся в неведомые ранее пропасти. Давайте по-честному: в России нынче творится паника, неразбериха и еще черт знает что еще. Автопроизводители, совсем недавно называвшие нашу страну одним из ключевых игроков в мировой экономике, сейчас выводят свои модели с рынка, словно раненых солдат с поля боя. Смутное время, что и говорить.
Что же остается бедному российскому покупателю, еще не потерявшему работу от кризиса и накопления от колебаний курсов валют, если все бренды заново перетасовывают колоду моделей? Возможно, вы собирались купить нечто особенное, и вам осталось накопить еще немного, но, во многих случаях, времени на это у вас не хватит, ибо многие автомобили россиянам теперь недоступны, причем надолго. Какие именно? Ответ есть: мы обзвонили все представительства, которые официально представляют автомобильные бренды в России, и разобрались, что к чему.
Российский рынок уже покинули китайские марки FAW и Changan, сдался стартовавший было с дикой помпой тайваньский Luxgen, пали смертью храбрых ZAZ, TagAZ, SEAT и Dodge. Похоже, что и Alfa Romeo в очередной раз находится на грани: как сообщили нам источники в компании «Рольф», владеющей единственным дилерским центром в Москве, где «итальянки» продавались по соседству с Jeep, заказы на машины пока не принимаются из-за неясности с ценой. Правда, у региональных дилеров какое-то количество машин еще остается.
И, что характерно, паника только нарастает несмотря на относительную стабилизацию курса рубля. В прессе появились слухи о продаже последних Mazda3, которые якобы больше не будут импортироваться из-за высокой цены. Эту «утку» CARS.ru в представительстве Mazda опровергли, попутно сообщив, что пока не принимают заказы на кроссоверы CX-9 в ожидании поставок обновленной модели. Не будет у нас и родстеров MX-5 нового поколения до появления версии с жесткой крышей, которой пока не существует в природе. Минивэны Mazda5 вообще убраны из модельной линейки, появление новой Mazda2 находится под большим вопросом, а выход кроссоверов CX-3 отложен в ожидании нормализации обстановки. Итого, у бренда с одной из самых лояльных аудиторий на рынке остается всего три орудия, пусть и безоговорочно сильных: «Тройка», «Шестерка» и — нет, не туз, а CX-5.
Чего у нас точно не будет никогда, так это Honda Crosstour: этот странный, но интересный аппарат уходит с рынка. Последние машины еще есть у дилеров, так что желающим нужно бежать за ними бегом. Кроссоверы CR-V пока остаются в наличии, но 23 марта японцы объявят дату старта продаж обновленных версий — это будет начало лета, так что завоза новой партии дорестайлинговых вариантов можно не ждать. Позже появится и новый Honda Pilot, так что любителям квадратных форм, читай старого «Пилота», остается только путь в автосалон за оставшимися машинами: курс на цивильность, вслед за Nissan Pathfinder, не пощадит и его. Снят с продаж пятидверный хэтчбек Honda Civic, а заказы на одноименный седан на 2015 год ни представительство, ни дилеры пока не делали. В салонах еще можно урвать модель 2014 года выпуска, а тем, кто не успеет, остается лишь надеяться, что «Сивики» когда-нибудь вернутся на нашу бренную землю. Седаны Honda Accord уже не поставляются, и у дилеров вы их уже вряд ли найдете. Что будет с обновленным «Аккордом» (по иронии судьбы отпраздновавшем мировой дебют именно на Московском автосалоне прошедшей осенью), пока неизвестно. В представительстве наверняка нам лишь сказали, что модель с новым трехлитровым мотором мощностью 249 л.с., в Россию поставляться точно не будет: при нынешних курсах ее цена окажется запредельной даже для фанатов.
Volkswagen, лишившись хэтчбеков Polo, чувствует себя довольно уверенно. В Европе уже продается обновленный Scirocco, но у нас еще реализуют дореформенные остатки, а когда начнутся продажи новой машины, еще не решили. Но заверили, что сию довольно нишевую модель собираются привезти обязательно. Та же ситуация с минивэном Touran: он прибудет к нам не ранее следующего года, так что придется либо довольствоваться прошлым поколением (которое так или иначе иссякнет), либо запасаться терпением.
Закрыты заказы на Toyota Venza. Официально — на время. Как ни удивительно, в мае на заводе в США прекращается производство этих моделей для североамериканского рынка, на который изначально был сделан основной расчет. Впрочем, в остальном мире «Венза» пошла чуть лучше, чем в США, и на экспорт конвейер будет трудиться аж до 2017 года. Пока в Toyota выжидают с принятием решения о дальнейших продажах модели в России, но какое-то количество машин еще осталось на складах дилеров.
После полного отказа от Impreza у Subaru осталось только четыре модели. Ситуация с купе BRZ поставлена на паузу — как пояснили нам в представительстве, интереса к модели нет ни со стороны покупателей, ни со стороны дистрибьютора в связи с сезонностью спроса на автомобили такого типа. Зато в «Плеядах» очень ждут старта продаж обновленного Outback, который был показан в рамках Женевского автосалона. Расчет понятен, но если Subaru и раньше казались баснословно дорогими, то что будет теперь? Посмотрим и пожелаем им удачи.
Как и было обещано еще в прошлом году, Citroen снял с продаж хэтчбеки C1, а Peugeot — 107, однако небольшое количество машин все еще томятся в ожидании клиентов. Можно найти и большой хэтчбек DS 5, который к нам больше не поставляют. Показанные в Женеве обновленные хэтчбеки Citroen C4 в РФ пока не повезут, так что влюбленным во французский дизайн нужно поторопиться за теми, что еще стоят в автосалонах. На складах осталась и парочка купе Peugeot RCZ, которые даже присутствуют на официальном сайте марки, но в дальнейшем этой модели у нас не будет.
Давно простыл след Chevrolet Malibu, и американскую марку ждет еще одна потеря — хэтчбеки Spark. Можно поискать в автосалонах остатки, но новой модели, увы, пока не будет. В том же концерне General Motors, куда входит и Chevrolet, есть еще минусы: производство Opel Astra Family и Zafira Family (под именем Family продавались прошлые поколения этих машин) в Калининграде прекращено, но автомобилей у дилеров еще много. С официального сайта Opel пропали хэтчбеки Corsa, но в автосалонах еще можно поискать остатки, причем цены на эти машины не повышались с прошлого года, поэтому — вперед и с песней! Тем более из маленьких хэтчбеков «Корса» останется единственной: как пояснили в российском офисе, поставки новой Corsa на этот год под вопросом, Opel Karl в 2015 году ожидать не стоит, а Opel Adam все еще хотят привезти, но пока эта тема в GM закрыта.
Из «зоны доступа» исчезают минивэны S-Max и Galaxy. Машины пока продаются, но в этом году в Старом Свете должны стартовать их рестайлинговые версии, а вот об их поставках в Россию в компании еще будут думать. У дилеров осталось около 20 кроссоверов Ford Edge, и больше в Россию официально их завозить не станут. Приостановлен прием заказов на Ford Ranger: представительство и дилеры не могут определиться с ценами, вот-вот должен дебютировать обновленный пикап, но его дальнейшие поставки под сомнением. В Ford уповают на новое поколение Mondeo, однако ни версий с «механикой», ни дизелей больше не будет, так что адептам «тяжелого» топлива и ручных переключений можно попробовать позвонить в автосалоны — старые машины еще есть на складах. Зато летом 2015 года у Ford случится в прямом смысле слова небольшое пополнение — появится хэтчбек Fiesta. Его сборку наладят в Елабуге.
Прекращено производство хэтчбеков Suzuki Splash, которые поклонники пока могут выцепить из складских из остатков. А вот преемник модели по имени Celerio в Россию поставляться не будет — это уже решено. Также закончен выпуск кроссоверов Grand Vitara, на которых держалась чуть ли не половина продаж марки, однако некоторые машины все еще есть в наличии. В августе этого года к нам приедет просто Vitara, но не как замена «Гранду», а как более адекватная альтернатива непонятно на кого рассчитанному New SX4. В любом случае, с относительно крупными и относительно серьезными внедорожниками покончено.
С производства безвозвратно сняты MINI Coupe и MINI Roadster, но они пока еще есть в автосалонах. Спецверсией Union Flag распрощался с нами внедорожник Land Rover Defender, хотя для остального мира он все еще выпускается. Желающим стоит поспешить и за Mitsubishi Lancer, некогда рвавшим рынок в клочья, но на девятом году жизни уходящим с конвейера без какого-либо наследника на горизонте. Но — внимание, фанаты! — у дилеров остались несколько «заряженных» Lancer Evolution, которые в любом случае останутся последними из негибридных «Эвиков». Skoda давно распрощалась с Roomster и Fabia, а сейчас избавляется от уже устаревших Superb, чтобы к осени освободить дорогу новому поколению.
Как показывают результаты продаж за первые два месяца 2015 года, меньше всего проблем, как и в прошлом году, испытывают премиальные марки. В то время как подавляющее большинство народных брендов с невероятной скоростью приближаются к жесткому и негостеприимному дну, у Mercedes-Benz продажи выросли на 18%, у BMW — на 3%, у Lexus — на 4%, а скачок продаж Porsche вообще следует признать жестоким надругательством над окружающей действительностью: у них продажи взмыли почти вдвое — на 92%! Естественно, сокращать модельный ряд в этих компаниях никто не собирается, а вот вопрос с ритуальными плясками на костях конкурентов пока остается открытым: понятно, что хочется и даже повод есть, но как-то все-таки нехорошо.
В продажу поступили долгожданные вседорожники Audi Q7 нового поколения, которое стоит в России минимум 3 630 000 рублей. Желающим сэкономить 334 тысячи на базовой комплектации стоит поспешить приобрести пусть и покрытую глубокой сединой, но все еще достойную прошлую версию. Скоро закончатся спорткары Audi R8 с двигателями V8, но не из-за кризиса, а из-за выхода нового поколения, которое будет доступно только с V10 и «роботом». Невелика потеря: по словам руководства Audi, «механику» и V8 все равно предпочитали единицы.
Volvo избавилась ото всех XC90 первой генерации, дав наконец «зеленый свет» второй. В конце весны Volvo опубликует прайс-листы на машины 2016 модельного года, но в них уже будет не найти гибридную версию V60. Эту машину продавали всего лишь два дилера в Москве и Санкт-Петербурге, и пока они еще могут принять заказ на автомобили 2015 модельного года, так что любителям необычного и экологичного стоит навострить лыжи в их сторону. У поклонников более традиционных автомобилей радость: в списке предлагаемых моделей появятся Volvo V60 Cross Country и S60 Cross Country, дебютировавшие совсем недавно.
Несмотря на большой спад продаж у Nissan и Renault, в этих компаниях пока потерь нет. Не поверите: даже старый Logan продается и выпускается до сих пор, несмотря на обещание завершить его производство в конце 2014 года. Держатся Hyundai и Kia, у которых в 2015 году есть небольшой рост и спад продаж соответственно. Более того, в совокупности эти две корейские марки почти дотянулись до результатов «АвтоВАЗа», рухнувшего сразу на 25%! В январе-феврале Hyundai и Kia реализовали почти 49,5 тысяч машин, а Lada — 54,5. Да, тольяттинские дела наверняка пойдут гору с выходом амбициозной Vesta, но на данный момент ситуация весьма символична.
В середине февраля с конвейера ушло купе Lada Priora, о котором много кто слышал, но мало кто видел. Месяц назад машины еще оставались у дилеров, но сейчас найти их в наличии нам не удалось. UAZ выпустил прощальную «Победную серию» внедорожника Hunter, которую можно купить за 550 тысяч рублей, что на 51 тысячу дороже обычного «охотничьего УАЗика». Однако сами «Хантеры» будут выпускаться вплоть до 31 декабря 2015 года, поэтому времени на покупку еще навалом.
После распродажи последних запасов хэтчбеков Chery Kimo в начале февраля 2015 года изменений в модельном ряду у этой китайской компании пока нет. Geely MK 08, еще красующийся на официальном сайте марки, совсем скоро уйдет в небытие, зато вместо него в компании планируют привезти в Россию сразу две новинки: новое поколение Emgrand EC7 в кузовах седан и хэтчбек, а также флагманский седан GC9. Пока распродаются запасы старых седанов Lifan Solano и хэтчбеков Smily, а параллельно с ними уже предлагаются новые поколения.
Список моделей не окончательный, а многие российские представительства пока попросту не раскрывают всю информацию о грядущих сокращениях модельного ряда. На них давят бездушные зарубежные начальства, для которых ты либо страна с растущей экономикой, либо ничто. Некоторые модели и марки, наоборот, держатся, несмотря на полное к ним равнодушие со стороны покупателей: в основном потому, что производятся на территории России.
Хочется свято верить, что ситуация на российском рынке в обозримом будущем изменится, ведь так оно и было уже много раз! Каждый, кто сейчас находится за рулем, в сознательном возрасте пережил финансовый кризис 2008 года. Водители, приобретающие полис ОСАГО с максимальными возрастными скидками, отчетливо помнят крах курса рубля 1998 года. А у тех, кто покупает машины уже своим детям, позади распад СССР, давший жару всему миру. Тогда жизнь так или иначе довольно быстро возвращалась в нормальное русло. Будем надеяться, что и в этот раз все «устаканится».
Источник: cars.ru