Стоимость полисов ОСАГО для злостных нарушителей правил дорожного движения (ПДД) может вырасти от 2 до 8 раз, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на анализ, проведенный специалистами Независимого актуарного информационно-аналитического центра (НААЦ) по заказу Российского союза автостраховщиков (РСА).
В НААЦ рассчитали, какими могут быть новые коэффициенты в ОСАГО в зависимости от числа нарушений правил дорожного движения, отмечает издание. Для расчетов НААЦ использовал страховую статистику и данные МВД о количестве и составе нарушений. ПДД. Ранее проработать возможность введения повышающего коэффициента в ОСАГО для злостных нарушителей поручало правительство. МВД и Центробанк должны подготовить доклад на эту тему в первом квартале текущего года. Сейчас виновники ДТП платят повышающий коэффициент — до 2,45 в зависимости от количества ДТП, отмечают «Ведомости». В докладе, подготовленном НААЦ указано, что эта система «излишне мягкая , а сами повышающие коэффициенты невелики».
В аналитическом центре предложили два варианта расчета нового коэффициента, учитывая все нарушения или только серьезные нарушения.
Если рассчитывать по первой схеме, то при наличии 5–10 нарушений цена полиса ОСАГО может вырасти в 1,86 раза, при 10–15 нарушениях — в 2,06 раза, от 15 до 20 нарушений — в 2,26 раза. Для имеющих от 35 и более нарушений коэффициент может составить 3,04.
Если рассчитывать коэффициент только по серьезным нарушениям (к ним в докладе НААЦа причислены выезд на полосу встречного движения, проезд на запрещающий сигнал светофора и пересечение стоп-линии, но нет, например, вождения в нетрезвом виде, отмечают «Ведомости»), коэффициент за пять нарушений может равняться 3,12, а максимальное значение (от 20 нарушений) может доходить до 8,29.
В НААЦе отмечают, что вторая схема расчета практически не повлияет на среднюю стоимость ОСАГО и будет распространяться на самых злостных нарушителей. В самом Союзе автостраховщиков утверждают, что злостных нарушителей не более 5% от всех автомобилистов и «подтолкнуть их к более безопасному вождению может в том числе более высокая стоимость ОСАГО», но точный размер коэффициентов можно назвать только после более детального анализа.
Страховщики в свою очередь поддерживают введение нового коэффициента, но считают, что карать надо только за серьезные проступки, отмечают «Ведомости».
Директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев, мнение которого приводит издание, отмечает, что нарушения, например, правил стоянки не связаны напрямую с аварийностью. Зампред правления «Согаза» Дамир Аксянов в свою очередь считает, что пять грубых нарушений — «достаточный порог, начиная от которого коэффициент должен применяться».
Величину базового тарифа и значение коэффициентов определяет Банк России. Сейчас тариф для легкового автомобиля, принадлежащего частному лицу, составляет 3432–4118 руб. За 2014–2015 годы ЦБ дважды повысил тариф по ОСАГО, осенью 2014 года — на 23–30%. Тогда же изменился лимит выплат за имущественный ущерб по этому виду страхования — со 120 тыс. до 400 тыс. руб. С 12 апреля ЦБ увеличил тариф по ОСАГО в среднем на 40% и ввел тарифный коридор в 20%. Таким образом, страховые компании смогли увеличить тариф на 60%.