Большинство российских автопроизводителей в 2015 году столкнулись с резким спадом продаж за рубежом. Об этом «Коммерсанту» рассказал источник в правительстве.
По сведениям собеседника газеты, продажи АвтоВАЗа в странах СНГ рухнули на 58%, до 19,5 тыс. машин. При этом поставки в страны дальнего зарубежья производитель увеличил почти вдвое, до 19,5 тыс. машин. Экспортные продажи GM-АвтоВАЗа, по данным источника, за прошлый год упали на 40%, до 2,4 тыс. машин. Внешние продажи УАЗа, в свою очередь, сократились на 24%, до 4,8 тыс. машин.
В GM-АвтоВАЗе падение экспорта объяснили спадом спроса на главных внешних рынках, в Казахстане и Азербайджане. Покупательская активность в этих странах снизилась из-за ослабления национальных валют. По оценке Ассоциации казахстанского автобизнеса, в 2015 году продажи в стране упали на 40%, до 97,5 тыс. машин.
Другим негативным фактором для российских концернов стала деятельность частных перекупщиков. В течение года, пользуясь ослаблением рубля, они покупали машины у дилеров и затем перегоняли в свои страны. Экспорт российских автомобилей на Украину прекратился практически полностью.
По данным ФТС, в целом экспортные поставки легковых машин за 2015 год упали на 23%, до 97,4 тыс. машин. Продажи в СНГ упали на 30%, поставки в дальнее зарубежье выросли в 2,5 раза, до 11,3 тыс. Коммерческий транспорт столкнулся с менее серьезным спадом. Экспортные поставки грузовиков упали на 9%, до 20 тыс. автомобилей.
Как отмечает «Коммерсантъ», государство собирается выделить на транспортировку до границ и доведение машин до стандартов других государств 3,3 млрд руб. При этом всего на поддержку автопрома заложено свыше 56 млрд руб. Собеседники газеты пояснили, что экспортные субсидии являются менее эффективными для бюджета по сравнению с другими мерами поддержки.
Российские власти неоднократно призывали производителей заниматься развитием экспорта. Так, в октябре прошло года президент Владимир Путин призывал концерны воспользоваться экономической ситуацией. «Дело не в кризисе, а в разнице в курсах валют — национальной валюты, иностранных валют по отношению к рублю. Это абсолютные конкурентные преимущества, которые, безусловно, наши производители должны использовать, в том числе не только для освоения собственного рынка, но и для продвижения на внешних», — говорил он.
В конце января премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении российскому автопрому в 2016 году субсидий на 50 млрд руб. — до этого Минпромторг говорил о 20 млрд. Премьер заявил, что 2016 году стартует проект по поддержке экспорта отечественных авто, которую планируется реализовать «путем компенсации части транспортных затрат на приведение нашей техники в соответствие со стандартами покупателей». Глава правительства призывал «более внимательно анализировать наши экспортные возможности».