Премьер Дмитрий Медведев подписал постановление о порядке расчета платы за проезд по платным дорогам федерального значения и максимальной возможной стоимости проезда. Этому предшествовал скандал с тарифами на трассе М11.

Максимальная стоимость проезда легкового автомобиля по платным трассам федерального значения не может превышать 3 руб. за км, следует из постановления правительства РФ, размещенного, на официальном интернет-портале правовой информации. Исключением из этого правила являются участки автострад, проходящие по «отдельным искусственным дорожным сооружениям», то есть по мостам или внутри тоннелей. Проезд по таким участкам обойдется водителю легковушки в 21 руб. за километр.

Для легких коммерческих автомобилей (LCV) максимальные тарифы установлены в 4,5 руб. и 31,5 руб. соответственно, для двухосных грузовиков — 6 руб. и 42 руб., для трехосных — 9,5 руб. и 66,5 руб. за каждый километр.

Стоимость проезда по автострадам, построенным в рамках реализации концессионных соглашений, разрешено устанавливать на более высоком уровне. С легковых автомобилей за каждый километр такой дороги управляющая дорогой компания имеет право взимать по 12 руб., с LCV — по 18 руб., с грузовиков — от 24 руб. до 38,5 руб. в зависимости от количества осей. При этом стоимость проезда по мостам и тоннелям может составлять от 84 руб. до 269 руб. за километр в зависимости от того, о какой машине идет речь. В документе подчеркивается, что размер тарифов подлежит ежегодной индексации на уровень инфляции.

Существующие тарифы на проезд по платным трассам не превышают предельных тарифов, которые указаны в постановлении, пояснила РБК партнер практики «Инфраструктура» «НЭО Центра» Инна Карпова. «Все участки М4 стоят не больше 3 руб., все концессионные участки не превышают 12 руб. для легковых автомобилей. Потому к снижению тарифов принятие документа не приведет», — отметила она. По словам Карповой, риск возникает только в отношении трассы М1 (обход Одинцово), где возможно превышение предельного размера платы, установленного в постановлении правительства. «Государство, инициируя ограничение тарифов, вероятнее всего, возьмет на себя компенсацию концессионером недополученных доходов», — резюмировала она.

Увеличение стоимости проезда, по словам Карповой, также теоретически возможно, но неотъемлемо связано с трафиком: «Чтобы дорога была загружена, должен быть баланс».

Перевод в ноябре 2015 года в платный режим участка трассы М11 (от МКАД до Солнечногорска) вызвал недовольство автомобилистов, которые сочли установленные Северо-Западной концессионной компанией (СЗКК) тарифы завышенными. Полная стоимость разового проезда одной легковой машины или мотоцикла от Москвы до аэропорта Шереметьево тогда была установлена в размере 100 до 250 руб. (в зависимости от дня недели и времени суток), от МКАД до Зеленограда — 150–350 руб., от МКАД до Солнечногорска — 200–500 руб.

В декабре 2015 года губернатор Московской области Андрей Воробьев назвал тарифы на трассе М11 катастрофой. Он отметил, что тарифы были установлены без учета сложившейся экономической ситуации, что привело к народному недовольству.

Позднее, после специальной проверки, Генпрокуратура обратилась в правительство с предложением ограничить тарифы на платном участке трассы М11, объяснив свою инициативу многочисленными жалобами автовладельцев и автоперевозчиков на завышенные тарифы. «Данная ситуация стала возможной из-за несвоевременного принятия правительством РФ предельных уровней тарифов, которые не должны превышаться концессионером. Генеральной прокуратурой проинформировано правительство РФ, которому предложено установить предельные значения тарифов по трассе М11», — говорилось в сообщении пресс-службы Генпрокуратуры.

Последним к критике присоединился президент Владимир Путин. «Ну вот сейчас в Москве в направлении Петербурга начали строить дорогу, один участок ввели в строй, так там никто не ездит, «вздули» цены так, что проехать невозможно», — заявил он на межрегиональном форуме Общероссийского народного фронта (ОНФ). Путин подчеркнул, что такого «быть не должно, должно все функционировать».

1 февраля 2016 года СЗКК объявила, что с 4 февраля тарифы на проезд по М11 снижаются. В частности, от Москвы до Зеленограда для первой категории ТС в пиковые часы рабочей недели стоимость снижена на 29%, а в ночные часы — на 33%.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ