Государство поддержит продажи российских автомобилей за рубежом, выделив 5 млрд руб. на компенсацию перевозки машин до границы. Это может помочь экспорту, который падает, даже несмотря на девальвацию рубля.

Правительство планирует выделить дополнительные 5 млрд руб. на поддержку российских автопроизводителей в 2016 году, заявил журналистам министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров по итогам совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева. Деньги пойдут на транспортировку автомобилей по России до границы для последующего экспорта. «Председателем правительства дано поручение окончательно обсчитать и внести уже нормативные акты в правительство для утверждения, это на весь год», — сказал Мантуров (цитата по ТАСС). Других деталей господдержки он не раскрыл, в Минпромторге на запрос РБК не ответили.

Речь идет о субсидировании перевозок автомобилей, в том числе грузовых автомобилей и автобусов, всеми видами транспорта (в первую очередь железнодорожные и автоперевозки) до точек пограничного перехода, пояснил РБК топ-менеджер крупного российского автопроизводителя, знакомый с предложением Минпромторга. По его словам, механизм распределения субсидий пока уточняется, он будет зависеть от заявленных автопроизводителями объемов экспорта на текущий год. В Sollers подтвердили, что нормативы компенсации логистических расходов автопроизводителей только разрабатываются. До сих пор перевозки машин для дальнейшего экспорта никогда не субсидировались, уточнили в двух компаниях.

Предложения по поддержке экспорта автомобилей разрабатывала дочерняя структура Внешэкономбанка — Российский экспортный центр (РЭЦ), который возглавляет первый заместитель председателя ВЭБа Петр Фрадков, уточнил РБК собеседник на одном из автозаводов. Представитель РЭЦ не смог оперативно ответить на запрос РБК.

В октябре прошлого года президент России Владимир Путин призывал российских автопроизводителей воспользоваться экономической ситуацией для развития экспортных продаж. «Дело не в кризисе, а в разнице в курсах валют — национальной валюты, иностранных валют по отношению к рублю. Это абсолютные конкурентные преимущества, которые, безусловно, наши производители должны использовать, в том числе не только для освоения собственного рынка, но и для продвижения на внешних», — сказал он журналистам (цитата по ТАСС).

Девальвация рубля, которая дает российским автопроизводителям ценовые конкурентные преимущества на внешних рынках, продолжается уже полтора года, но объемы экспорта автомобилей из России все равно относительно невелики — на экспорт отправляется 6% легковых автомобилей и 15% грузовых (это следует из данных «АСМ-холдинга» и Федеральной таможенной службы за январь—ноябрь 2015 года). Более того, объем продаж на внешних рынках снижается — за 11 месяцев прошлого года из России было вывезено на 25% меньше легковых автомобилей, чем за аналогичный период прошлого года, грузовых — на 15%.

Субсидирование внутренних перевозок поможет в развитии экспорта и всего автопрома, считают на КамАЗе и «Хендэ Мотор СНГ». За счет продаж на внешних рынках автопроизводители смогут частично компенсировать затяжное падение продаж на внутреннем. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2015 году объем российского авторынка сократился на 35,7%, до 1,6 млн машин. В этом году, по разным оценкам, продажи могут упасть еще на 5–25%.

Вместе с тем источник РБК в другом иностранном автоконцерне считает, что решение Минпромторга просубсидировать внутренние перевозки существенно экспорту не поможет. «Основные затраты приходятся именно на внешнюю логистику, особенно если речь идет о морском фрахте», — говорит он. По словам собеседника РБК, обсуждался и вариант более широкой господдержки экспорта — субсидирование всего логистического плеча, но Минпромторг эту идею отверг из-за отсутствия дополнительных средств.

О планах развивать экспортные направления продаж ранее заявлял АвтоВАЗ (продажи Lada в России, по данным АЕБ, в 2015 году упали на 31%, до 269,1 тыс. машин). Сейчас компания ведет переговоры с «Рейлтрансавто» — дочерней компанией РЖД, специализирующейся на перевозках автомобилей, о поставках в Европу, рассказал РБК президент АвтоВАЗа Бу Андерссон. «Рейлтрансавто» — давний логистический партнер АвтоВАЗа, поэтому постоянно работаем над новыми транспортными проектами, оптимизируем имеющиеся маршруты в целях сокращения издержек», — сказал представитель железнодорожной компании, добавив, что конкретных предложений по направлениям и объемам от АвтоВАЗа пока не поступало. Кроме АвтоВАЗа, с запросами об экспорте автомобилей никто из российских автопроизводителей не обращался, добавили в «Рейлтрансавто».

У некоторых российских автопроизводителей экспорт составляет существенную долю продаж. Например, российское подразделение Hyundai, «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», в 2015 году продало на экспорт 14,2 тыс. автомобилей (с учетом 3 тыс. Kia Rio, которые также производятся на российском заводе Hyundai). Из них 10,3 тыс. машин уехали в Казахстан, 2,5 тыс. — в Египет и Ливан, отметили в компании. Это почти 10% от продаж компании в России (в 2015 году продажи Hyundai снизились на 10%, до 163 тыс. машин). Завод планирует увеличивать продажи на текущих рынках присутствия, сказали РБК в «Хендэ Мотор», не уточнив конкретных планов.

Примерно такая же доля экспорта у УАЗа (входит в группу Sollers Вадима Швецова), который традиционно поставляет внедорожники в страны ближнего зарубежья и развивает продажи на рынках дальнего (Никарагуа, Боливия, Монголия, Гана, Сербия, Чехия, Куба, Вьетнам). В 2015 году на экспорт было отправлено 4,9 тыс. внедорожников, а всего продажи УАЗа в России составили в 2015 году 48,7 тыс. машин. Планы на 2016 год не раскрываются. Другие автопроизводители, имеющие сборочные производства в России, на запросы РБК не ответили.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ