Дилеры обязаны вернуть покупателю деньги за машину, если гарантийный ремонт превысил установленные законом сроки и человек устал ждать. Такая норма содержится в рекомендациях Верховного суда России.
Этот случай произошел в Москве. После приобретения автомобиля в салоне официального дилера стала время от времени загораться лампочка «чек энджин» (неисправность двигателя). Владелец обратился на автосервис. Там устранить неисправность быстро не смогли, да еще и помяли автомобиль в ходе ремонта, что еще продлило срок ремонта.
Бесконечный ремонт автовладельцу надоел, и он захотел вернуть деньги за автомобиль. Дилеры не согласились, и дело было передано в суд, пишет «Российская газета».
Суды первой и второй инстанций разошлись во мнениях. Первый суд встал на сторону истца. Вторая инстанция отказала в удовлетворении иска, исходя из того, что, отремонтировав автомобиль, гражданин выбрал и реализовал свое право на устранение недостатка товара: раз не стал сразу требовать возврата денег и отдал машину в ремонт, то тема закрыта.
Верховный суд России отменил решение апелляции и отправил дело на новое рассмотрение. По пояснению суда, свободный и осознанный выбор потребителем способа устранения недостатков мог иметь место лишь в случае, когда владелец точно знал, что необходим длительный ремонт (более 45 дней) и при этом согласился с таким способом устранения недостатков товара.
В обзоре судебной практики говорится, что продавец обязан информировать потребителя о сроках ремонта. Если человек согласен с этим, подписал соответствующую бумагу, то претензий к сервису быть не может. Косвенным согласием может служить факт, что человек дождался машины из гарантийного ремонта, поездил на ней и лишь потом решил предъявить претензии. Жаловаться следует сразу: или пока идет ремонт, или перед тем, как забрать машину.
Продавец не имеет права заставлять клиента ждать окончания ремонта неопределенный срок. По пояснению Верховного суда, потребитель имеет право расторгнуть договор купли-продажи технически сложного товара и потребовать возврата денег на том основании, что выявленный недостаток оказался существенным и продавец нарушил срок проведения гарантийного ремонта.
Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не должен превышать 45 дней.
- Как стало известно на одной из конференций РОАД, дилеры терпят значительные убытки из-за выплат по бракованным автомобилям, ежегодно выплачивая около 500-700 млн рублей по претензиям автовладельцев.
- Калининградский автовладелец отсудил у дилера двойную стоимость иномарки. Причиной пожара явилась халатность работников автосервиса, в котором автомобиль проходил ремонт.
- Житель Камчатки смог вернуть дилеру свой Nissan Qashqai 2013 года. Автомобиль был поврежден в ходе транспортировки до автосалона, а автосалон попытался скрыть факт ремонта кузова нового автомобиля.