Перед началом обзора сразу оговорюсь: поскольку нельзя объять необъятное, то в нижеприведенном тексте мы попробуем коротко вспомнить лишь те серии и события, которые имеют отношение к России и отечественному автоспорту. То есть речь пойдет про чемпионаты и первенства, которые проходили на территории России и/или в которых принимали участие российские спортсмены или команды.

Приятно осознавать, что уже в подавляющем большинстве мировых и европейских серий встречаются российские имена, а в некоторых эти имена уже вписаны в историю своими победами.

Сергей Сироткин, Артем Маркелов, Даниил Квят и Константин Терещенко

Итак, что у нас есть по итогам 2015 года.

Формула 1

Начать этот материал хочется словами «Даня — молодец!», потому что сезон, который в этом году провел в Формуле 1 в команде Red Bull Racing Даниил Квят, безусловно, очень яркий и удачный. Несмотря на сложности, связанные с моторной составляющей машин RBR, Даня не только сумел финишировать седьмым в зачете пилотов, но и обогнал своего напарника Даниэля Риккардо, который в свою очередь в прошлом году неоднократно опережал «мистера Пальца» Себастьяна Феттеля.

До последнего момента вокруг Даниила Квята и RBR ходили разные слухи, связанные с контрактом на следующий год, но, как сказал Крис Хорнер на этапе в Сочи, «мы его не подтверждаем лишь потому, что вообще не знаем судьбу команды. Будет команда, будет и Даня». Теперь же все известно точно: будут и моторы Renault, и Даниил Квят, и команда Red Bull.

От себя же хочу добавить, что было бы необычайно интересно посмотреть на сражение Даниила с быстрейшими пилотами Ф1 на конкурентной машине. Кажется, что у многих из них спеси серьезно бы поубавилось.

GP2

В весьма престижной серии GP2 выступают сразу два российских пилота и одна российская команда.

Повторить успех Russian Time 2013-го года, когда выступавшие за команду Сэм Берд и Том Диллман принесли ей первое место в командном зачете, пока не удалось, но и современный Russian Time вполне неплох — уверенное пятое место. Тем более что за команду второй год подряд на старты выходит российский пилот Артем Маркелов. Его напарником стал новозеландец Митч Эванс, который в этом сезоне оказался пятым из 35 пилотов серии, а в конце сезона даже принимал участие в «тестах новичков» на прототипе Porsche 919. Сам Артем по итогам сезона стал 13-м.

Но гораздо важнее другое! Бронзовым призером чемпионата стал наш Сергей Сироткин. В этом ему, конечно, немало помог массовый завал на старте последнего этапа в Абу-Даби, из-за которого гонка была остановлена. Но и в течение всего года Сергей неоднократно поднимался на подиум и даже одержал одну победу — в Сильверстоуне. В этом сезоне Сергей выступал за команду Rapax, но под флагами SMP Racing. Помимо этого Сергей стал «Новичком года — 2015» и получил трофей «Прорыв года».

GP3

В формульной серии GP3 не было российских пилотов, выступавших на постоянной основе. На трех последних этапах чемпионата, в том числе и на российском Сочи Автодроме, на старты за команду Campos Racing выходил Константин Терещенко. Нельзя сказать, что его выступления были удачными — возникало довольно много проблем как технического характера, так и связанных с отсутствием наката. Но в том, что у Константина есть талант, мы не сомневаемся и желаем ему в следующем году выступлений регулярных и успешных.

Зато настоящей сенсацией стало выступление Матевоса Исаакяна на двух последних этапах чемпионата в Бахрейне и Абу-Даби за команду Koiranen, где 17-летний пилот продемонстрировал свои возможности, финишировав в очках. Вообще, что касается Матевоса, он в лучших традициях востребованных пилотов участвует одновременно в нескольких сериях. В этом году он провел сезон Альпийского кубка Формулы Рено 2.0, параллельно ехал в Еврокубке, а также участвовал в тестах Формулы 3,5.

Formula Renault 3,5

В прошедшем сезоне в Формуле Рено 3,5 за команду Arden Motorsport выступал 20-летний Егор Оруджев — спортсмен, который неплохо показал себя в прошлом году в британской Формуле 3 и в европейской серии Рено 2.0. В этом году удача ему улыбнулась несколько раз: две победы и один подиум на этапах, однако общие результаты не столь вдохновляющие — лишь седьмое место в командном зачете.

Со следующего года чемпионат продолжит свое существование под другим названием — Формула 3,5 V8, так как компания Renault отказалась от поддержки серии.

SMP F4

Это отдельное и очень важное событие, про которое обязательно стоит не только помнить, но и говорить. В этом году SMP Racing совместно с техническим партнером Koiranen учредили новый молодежный чемпионат под эгидой Международной автомобильной федерации (FIA) для Северо-европейской зоны. В сезоне-2015 он проводился в трех странах — России, Эстонии и Финляндии. Главный смысл серии в том, что ее участниками стали лучшие юные картингисты, которых пригласили для участия в чемпионате отборщики SMP.

В этом году в Чемпионате приняли участие 18 пилотов, 12 из них — из России. Состоялось семь этапов по три гонки каждый, по итогам которых победителем стал финский гонщик Нико Кари (с очень большим отрывом по очкам), а второе и третье место заняли Владимир Атоев и Нерсес Исаакян соответственно.

Formula 3 European Championship

Вероятно, эта серия и не стоила бы упоминания в обозначенных выше условиях, если бы не одно «но»: в двух последних этапах, прошедших на немецких трассах Нюрбургринг и Хоккенхайм, принимала участие российская команда Artline Engineering, используя гонки в качестве боевых тестов для своего нового шасси ARTTech R315, которое должно стать альтернативой знаменитой Dallara. Тестировал новое шасси латвийский пилот Харальд Шлегельмильх. Нужно заметить, что если ранее в этом году шасси проигрывало Dallara порядка четырех секунд с круга, то к последнему этапу механики сняли большую часть отставания. Теперь оставшиеся полторы секунды, по словам инженера и директора Artline Engineering Василия Антипова, это уже вопрос более точных настроек.

Кстати сказать, весной этого года шасси прошло официальный краш-тест и омологацию у FIA, и это первый подобный прецедент в России.

Кубок России Формула 3

Всего в этом году состоялось 8 этапов соревнования, 4 из которых вошло в итоговый зачет. Всего в сезоне участвовал 21 пилот, 11 из них также участвовало в итоговом зачете. По результатам года первое место занял Юрий Григоренко, второе — Иван Чубаров, а третье досталочь Станиславу Сафронову.

Formula E

Здесь мы, пожалуй, только слегка отметимся, потому что в этом году в самом первом сезоне новой электрической серии Россия оказалась в календаре, и гонка в Москве прошла более чем удачно, но российские пилоты в заездах пока не участвуют. Все рассчитывали увидеть на старте Виталия Петрова, но этого не случилось. В любом случае, Formula E — неплохой способ скоротать время в период межсезонья, ведь второй сезон уже стартовал 24 октября в Пекине, и в 2016 году Москва вновь стоит в календаре на 4 июня.

WEC 

Про Чемпионат мира по гонкам на выносливость можно рассказывать до бесконечности хотя бы потому, что на сегодняшний день это одна из самых крутых и интересных гоночных серий, в которую хотели бы попасть многие известные пилоты, в том числе и из Ф1.

WEC хорош красотой своих прототипов LMP, которые как будто пришли в наш мир из параллельной вселенной, невероятными скоростями и, что самое важное, наличием интриги и борьбы. В прошедшем сезоне до самого финала было неизвестно, кто же станет победителем в каждой из двух категорий и четырех классов. Но все же российские команды и пилоты сумели оправдать наши надежды. Так, Роман Русинов наконец-то поднялся на главную ступеньку пьедестала по итогам сезона: это была победа, к которой он шел долго и упорно. Поздравляем также и SMP Racing с победой в классе LM GTЕ Am.

Еще один момент, на котором надо обязательно остановиться: в этом году впервые российский пилот управлял прототипом класса LMP1. Этим человеком стал Марк Шульжицкий, который выступал в 24-часовом марафоне в Ле-Мане за команду Nissan Nismo.

ELMS

С самого начала Европейские Ле-Ман Серии считались «младшим братом» по отношению к «взрослому» эндурансу (WEC), а в этом году для массовости сюда была добавлена категория LMP3, которая считается самой младшей среди прототипов, а потому самой простой и самой дешевой. Предназначены LMP3 для совсем молодых спортсменов или же для джентльмен-драйверов. Другие классы — LMP2, GTE Pro и GTE Am.

SMP Racing выпустила на старт в начале 2015 года два прототипа BR01, разработанные российской компанией «БР Инжиниринг». Под номером 27 выступают Дэвид Маркозов, Маурицио Медиани и Николя Минасян, а под номером 37 — Кирилл Ладыгин, Антон Ладыгин и Михаил Алешин.

Из-за санкций у команды был непростой сезон. Еще в начале года они столкнулись с невозможностью приобрести резину Dunlop (самую «быструю» в этих гонках) и были вынуждены ехать на менее «быстром» Michelin, и лишь к осени, переименовав команду в AF Racing и выступая под итальянской лицензией дружественной AF Corse, сумели преодолеть основные проблемы. Но время было потеряно. Итог — пятое место в командном зачете.

Blancpain GT Series

Это массовая, красивая и захватывающая по своей борьбе кузовная европейская серия, в которой суперкары ездят быстро, а бьются часто: собственно то, что мы и любим в гонках. Зато здесь на старты выходит по 60 автомобилей, а стартовая решетка главной гонки «24 часа Спа» растягивается на автодроме на многие десятки, если не сотни метров — с нижнего грида вверх до поворота Ля Сурс и еще дальше.

Серия делится на две категории заездов: спринты (по две часовые гонки в течение каждого уикэнда) и эндуранс (самая длинная гонка — суточный марафон в Спа).

В прошедшем сезоне Blancpain GT Series гастролировали на автодроме Moscow Raceway, но в следующем году Россия в календаре отсутствует. Тем не менее здесь принимают участие сразу две российские команды: Rinaldi Racing на Ferrari 458 в категории Pro Am, в составе которой едет Ринат Салихов, и GT Russian Team Viatti в категории Am, где участвуют Алексей Васильев и Алексей Карачев. И если два Алексея сумели завоевать командное золото в своей категории, то вот Rinaldi Racing получили бронзу в абсолюте, а это дорогого стоит.

В российском этапе на старт выходили также Марк Шульжицкий, Иван Самарин и Сергей Чуканов.

Super trofeo Lamborghini

Скажу буквально несколько слов: российский пилот Роман Мавланов и его напарник по экипажу Даниэль Зампьери разделили второе место по количеству очков, набранных по итогам прошедшего сезона. Европейская серия, в которой участвует Роман, весьма многочисленная, а уровень пилотов очень сильный. Так что второе место заслуживает уважения.

WTCC

Для российской команды Lada Sport Rosneft этот сезон был очень важен — и прежде всего потому, что они вышли на старты не только с новым партнером (Rosneft заменила собой Lukoil), но и с новой машиной: ярко-желтые абсолютно новые Lada Vesta без всякого сомнения или лести оказались самыми красивыми автомобилями в пелотоне. Но оказались ли самыми быстрыми? Пока нет. Впрочем, сложно ожидать высочайших результатов от техники в первый год ее эксплуатации, тем более что та же команда Citroen, которая и заняла весь подиум в этом году, работала над машинами к началу сезона 2015 уже два года. Впрочем, для новичков Lada Vesta показала себя вполне удовлетворительно: второе место на «домашней» гонке в России, третье место в Японии и несколько финишей в ТОП-5. Роб Хафф в личном зачете занял десятое место. В зачете производителей Lada на третьем месте из трех, и это тоже понятно.

Ну а в зачете Йокогама для частных пилотов победителем стал венгерский спортсмен Норберт Мицелис, выступающий за команду Zengo Mol Group.

TCR

Новая гоночная серия, созданная бывшим боссом WTCC Марчелло Лотти в противовес мировому турингу. В этом году состоялся ее первый сезон, прошедший довольно удачно в плане зрителей и пилотов. Всего участие в серии приняли 45 пилотов, каждый из которых проехал хотя бы одну гонку. Из наших соотечественников выступали Михаил Грачев (чемпион РСКГ прошлого года) за команду Liqui Moly Team Engstler, и Сергей Афанасьев за команду Team Craft-Bamboo Lukoil (совместно с пилотами Пепе Ориола и Хорди Жене). Два этапа за команду проехал и Алексей Дудукало.

Команда Team Craft-Bamboo LUKOIL заняла второе место в командном зачете, а Сергей Афанасьев и Михаил Грачев стали, соответственно, седьмым и восьмым в зачете пилотов.

РСКГ

В 2015 году состоялся второй сезон Российской серии кольцевых гонок, проходящей под таким названием. Всего же Чемпионат России по ШКГ проходит уже 23 года. Традиционно соревнования шли в четырех классах Туринг, Суперпродакшн, Туринг-Лайт и Национальный. При этом, если заезды Туринга и Суперпродакшн по-прежнему проходили в объединенном варианте класса 2000, то класс 1600 (Туринг-лайт и Национальный) был разделен в связи с большим количеством участников. Дополнительно в рамках этапов проходило и Первенство России «Национальный-юниор».

По итогам сезона абсолютным победителем и Чемпионом России стал Алексей Дудукало, выступающий за команду Lukoil Racing Team в классе туринг на автомобиле Seat Leon III Cup Racer. В классе суперпродакшн победил Максим Чернев (Uspensky Rally Technika) на автомобиле Subaru BRZ. Чемпионом 1600 стал Дмитрий Брагин в классе туринг-лайт на автомобиле Lada Kalina II NFR (Лада Спорт Роснефть), и он же стал победителем в классе Национальный на Lada Kalina I (команда СТК «ТАИФМОТОРСПОРТ»).

Отдельно хочется отметить отличные успехи 18-летнего Виталия Ларионова, который занял четвертое место в абсолюте.

Победителем «Национальный-юниор» стал Глеб Кузнецов на Volkswagen Polo V Sedan.

Чемпионат Европы по ралли (ERC)

Бронзовым призером Чемпионата Европы по ралли стал российский экипаж Алексея Лукьянюка и Алексея Арнаутова, однако не все этапы они проехали вместе. В сезоне-2015 Алексей Лукьянюк выступал также с украинским штурманом Евгением Червоненко.

В течение прошедшего сезона Алексей Лукьянюк трижды получал награды Колина МакРея — за отчаянную езду и волю к победе. Всего за сезон экипаж трижды побеждал в этапах, а самой красивой и долгожданной стала победа на швейцарском RALLYE DU VALAIS.

Чемпионат России по ралли

Несмотря на уменьшение количества участников чемпионата (в связи с экономическими обстоятельствами), именно здесь разворачивалась самая острая борьба. За первые пять этапов чемпионата победу успели одержать пять разных экипажей, и победителя определяли последние два этапа. Первое место в абсолюте прочили Сергею Успенскому, однако по техническим причинам на последнем этапе он выбыл из борьбы , и «золото» досталось екатеринбуржцу Вадиму Макарову (Mitsubishi Lancer E9 R4). Сергей Успенский стал вторым. Победителем в полноприводном классе N4 стал москвич Сергей Геращенко (Subaru N14/Mitsubishi E9). В моноприводном классе R2 победил москвич Сергей Тамбовцев на Peugeot 208 R2.

Кубок России по ралли

В отличие от Чемпионата России по ралли, Кубок России подразделяется на географические зоны, и всего в этом году прошло 27 этапов в трех зачетах — Абсолют, 2000Н и 1600Н. Но, тем не менее, многое решалось именно на последнем этапе, который завершился 1 ноября в Адыгее.

По результатам сезона обладателем Кубка России по классическому ралли в абсолютном зачете стали Андрей Трухин и Анна Бушмелева. В зачете 2000Н — Роман Беляев и Наталья Гончарова. А лучшим экипажем среди участников на моноприводных автомобилях оказались Дмитрий Воронов и Василий Кричевский на Lada Kalina.

Ралли-рейды

Что касается Дакара, то те результаты, которые мы знаем, были известны еще в январе этого года. Тогда в зачете грузовиков команда КАМАЗ-мастер заняла все три места на подиуме. Владимир Васильев и Константин Жильцов на Mini были пятыми в зачете внедорожников. В 2016 году Дакар традиционно пройдет в январе, и в нем традиционно будут участвовать наши спортсмены как на грузовиках, так и на внедорожниках. Болеем за КАМАЗ-мастер и за экипаж Васильева/Жильцова на Toyota Hilux.

Кубок Мира по ралли-рейдам

Здесь нам тоже есть чем похвастаться. В этой дисциплине под российским флагом выступало восемь экипажей и несколько команд. Хочется отдельно поздравить команду G-Energy, чей экипаж в составе Владимира Васильева и Константина Жильцова получили серебряные медали.

Чемпионат России по ралли-рейдам

В чемпионате России по ралли-рейдам на старт финального этапа вышло 33 экипажа, и победитель, опять же, не был известен до самого конца. В абсолюте первыми оказались Евгений Фирсов/Вадим Филатов (команда ПЭК моторспорт). В зачете Т3 первыми стали Мальков/Романенко. В зачете Т4 победу одержали Антон Шибалов/Андрей Мокеев/Игорь Леонов. В зачете «Рейд спорт» победитель был известен заранее — им стал экипаж команды «ГАЗ Рейд Спорт» Александр Коструков/Евгений Павлов.

Впервые в кубке России по ралли-рейдам состоялся зачет в категории «Т3 багги». Победители: Мария Опарина/Сергей Лебедев, команда «RE Autoclub». В абсолютном зачете победителями стали Владимир Фролов/Кирилл Шубин, а в национальном зачете — Вавренюк Богдан/Терентьев Артем.

В зачете «Рейд-спорт» победители те же, что и в Чемпионате: Александр Коструков/Евгений Павлов

Чемпионат Мира FIM для мотоциклов и квадроциклов

Хотя это и не автоспорт, но на этом ЧМ невозможно не остановиться, потому что здесь в женском зачете победила российская спортсменка Анастасия Нифонтова, команда VEB Racing. Этот ралли-рейд состоял из пяти этапов и проходил по маршрутам Африки общей протяженностью 2255 км. Поздравляем Настю, это было совсем не просто и очень красиво!

Ралли-кросс

В ралли-кроссе удача нам не улыбнулась. Дважды чемпион Европы Тимур Тимерзянов в этом году никак не мог подружиться с новым автомобилем, неудачи преследовали его практически на каждом этапе. В итоге — всего лишь десятое место по результатам сезона на Чемпионате Европы.

Зато россияне сумели выйграть Европейский челлендж. Победителями стали гонщик из Ульяновска Егор Санин (класс «Супер 1600») и самарец Роман Степаненко (класс «Суперкарз»).

Тимофей Овчаров стал бронзовым призером Чемпионата Европы по автокроссу в категории Junior Buggy.

Картинг

Что касается Чемпионата Мира среди взрослых, то здесь лучший результат продемонстрировал Никита Ситников из Москвы, став девятым по итогам года. Он также выступает в SMP F4. В юниорском зачете Чемпионата Мира 6 место занял Артем Петров, а вот 7 место впервые заняла девочка из России — Милена Пономаренко.

В российском первенстве КФ Юниор судьба главного приза решалась в самом последнем заезде, но на трассе победитель так и не был определен: у двух главных претендентов на трофей Никиты Волегова и Александра Смоляра (да-да, сына того самого Александра Смоляра, которого вы должны еще помнить по его участию в дрэг-рэйсинге и орг. деятельности и судейству в российском дрифте!) было равное количество очков, и в итоге первенство было присуждено А.Смоляру-младшему, у которого было в личном зачете на одну победу больше!

Еще пара слов о картинге: в 2015-м исполнилось 10 лет Академии РАФ, которая проводит соревнования для ребят в возрасте 6-9 лет, и в этом году помимо ее центрального отделения было открыто еще три региональные Академии.

Дрэг-рэйсинг

Победителями пятиэтапного чемпионата России по дрэг-рэйсингу стали пилоты из сибирских городов, Красноярска, Новосибирска и Омска: Игорь Баранов — в классе FWD (передний привод), Дмитрий Матвеев — в классе AWD (полный привод), Андрей Муленко — в классе RWD (задний привод). Каждый из них неоднократно поднимался на верхнюю ступень пьедестала: Игорь Баранов дважды (в Новокузнецке и Грозном); Дмитрий Матвеев трижды (на втором, третьем и четвертом этапах); а Андрей Муленко и вовсе не пропустил ни одного этапа и дважды становился лучшим — в Красноярске и Элисте.

К тому же 18 октября на трассе нового автодрома «Крепость Грозная» Дмитрием Саморуковым на автомобиле Dodge Viper DT было установлено два новых национальных рекорда РФ: время прохождения дистанции в 1/4 мили — 6,895 секунды, максимальная скорость на финише — 309,81 км/ч.

Дрифт

Российская дрифт серия состоит из четырех региональных чемпионатов: RDS Запад, RDS Восток, RDS Сибирь и RDS Урал.

В сезоне RDS Запад лучшим из 45 пилотов стал Евгений Ружейников, подтвердив тем самым свой титул 2013 года. Несмотря на то что победы на двух последних этапах завоевал Андрей Песегов, Ружейников сумел обогнать его по очкам — разница составила чуть больше 60 пунктов. В командном зачете победили TOYO Tires Gorilla Energy GT-Shop с практически двойным преимуществом.

В RDS Восток победу с существенным отрывом более чем в 500 очков одержал японский пилот Хибино Тэцуя, выступающий на Toyota Supra. Вторым стал Илья Федоров, третьим Александр Булычев. Хочется отметить также Екатерину Седых, которая вошла в восьмерку лучших пилотов востока.

Соревнования RDS Сибирь проходили на трассе Красное кольцо, а также в Новосибирске и Кемерово, и собрали более полусотни пилотов. Лучшим стал Евгений Лосев на Toyota Mark II из Иркутска. Второе место досталось Дмитрию Ермохину, третье — Дамиру Идиятулину. Аркадий Цареградцев оказался лишь четвертым, а Гоча Чивчян — пятым в этом сезоне.

Чемпионат RDS Урал состоял всего из трех этапов, по итогам которых первым стал Шааб Глеб из Омска. Второе место занял Александр Соловьев, а третье — Сергей Кайгородов.

Источник: drom.ru

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ