Африка Эко Рейс, один из двух главных ралли-рейдов зимы, преодолел половину своей дистанции. Россияне держатся в лидерах.
Конкурент «Дакара», маршрут которого проходит как раз почти по прежнему маршруту «Дакара», взял старт 27 декабря в Монако. В то воскресенье участники прошли административные и технические проверки, затем преодолели 370 км до французского порта Сет, где погрузили свою технику на паром, чтобы отправиться на африканский континент. А уже 29 декабря из Надора (Марокко) стартовала сама гонка.
Дистанция гонки Африка Эко Рейс 2016 насчитывает 5957 км, из которых 3742 км приходится на спецучастки. С 29 декабря участники движутся по территории Марокко, а 5 января перемещаются в Мавританию. Там их ждут весьма запутанные маршруты по пустыне. 9 января пелетон выходит на финальный отрезок гонки, который пройдет в Сенегале. 10 января – финиш на Розовом озере в Дакаре.
3 января был день отдыха в Африка Эко Рейс, значит, самое время подвести промежуточные итоги соревнования.
Маршрут ралли-рейда Африка Эко Рейс 2016
Кто едет в гонке?
Грузовики и внедорожники. Самая многочисленная делегация – из Франции: среди 39 внедорожников 24 заявлены под французским флагом. И больше всего техники выставила команда MD Rallye Sport Team – девять экипажей в зачете Т1 и даже один грузовик в зачете Т4.
Среди фаворитов Т1 – прошлогодний победитель Жан-Антуан Сабатьер (BUGG AFRIQUE, №300, BUGGA ONE), который в отсутствие «лиса пустыни» Жан-Луи Шлессера имеет весьма высокие шансы на победу. Сам Жан-Луи уже второй год пропускает гонки, предпочитая сосредоточиться на организаторских задачах.
Многочисленная команда MD Rallye Sport Team на презентации перед ралли-рейдом.
В зачете внедорожников Т1 Россию представляют два экипажа: Антон Григоров / Роман Елагин (VEB Racing, №205, OSC) и Александр Терентьев / Алексей Беркут (REAUTOCLUB, №229, Ford F150). Еще один россиянин Алексей Кузьмич едет штурманом в казахстанском экипаже Юрия Сазонова (MOBILEX RACING TEAM, №203, Hummer H3EVO).
В зачете грузовиков Т4 два экипажа «КАМАЗ-мастер»: Антон Шибалов / Роберт Аматыч / Алмаз Хисамиев (№400) и Сергей Куприянов / Александр Куприянов / Анатолий Танин (№403).
Всего в категории насчитывается 7 грузовиков. Среди них – Томас Томечек (PROMET EXCALIBUR TEAM, №401) на TATRA 2T0R45, который уже трижды выигрывал «Африку Эко Рейс», хотя в прошлом году и уступил Антону Шибалову, и единственная женщина-пилот Элизабет Жасинту (OLEOBAN, №402, MAN TGS).
Экипаж №402: Элизабет Жасинту / / Хосе-Маркес Тейксеира / Марко Кошинхо (OLEOBAN, MAN TGS)
Конкуренты у россиян сильные. Помимо французов, еще и экипажи из казахстанской MOBILEX RACING TEAM: Канат Шагиров / Виталий Евтехов (№201, Toyota Hilux), Ерден Шагиров / Арслан Сахимов (№208, Hummer H3EVO) и уже упоминавшиеся Юрий Сазонов / Алексей Кузьмич (№203). Еще один экипаж из Казахстана – Марат Абыкаев / Андрей Чипенко (OFF ROAD KAZAKHSTAN, №228, Toyota).
MOBILEX RACING TEAM: Юрий Сазонов / Алексей Кузьмич (№203, Hummer H3EVO).
Мотоциклы. Среди 30 мотоциклистов сразу двое россиян: Дмитрий Агошков (Troyka Team, №115, KTM 450 EXC) и Анастасия Нифонтова (VEB Racing, №113, HUSQVARNA 450 FE).
Девушек, кстати, в гонке трое. Конкуренцию Нифонтовой составляют Евгения Нестерова (Казахстан) и Кристин Штейнкраусс (Германия).
В фаворитах гонки – прошлогодний победитель Африки Эко Рейс, серебряный призер Дакара-2010 и чемпион мира FIM по ралли-рейдам 2004 года Пол-Андерс Уллеваситер.
Анастасия Нифонтова (VEB Racing, №113, HUSQVARNA 450 FE)
Гонка. Первая половина.
Первый этап гонки обещал быть непростым, хотя и достаточно коротким. Роман Елагин (VEB Racing) пояснил главную сложность спецучастка: «Много дорожек, внимательно надо быть с навигацией, есть сложные связки… и опасные места – рытвины и промоины со знаками «3». Под конец спецучастка пойдут очень быстрые скоростные дороги, а в целом жесткий каменистый грунт, характерный для северного Марокко».
Однако 29 декабря паром опоздал на три часа, организаторы отменили спецучасток для мотоциклистов – спортсмены сразу проследовали на бивуак, а для внедорожников и грузовиков сократили дистанцию вдвое, с 100 до 47 км. И тем не менее «разминка» получилась не самой простой. «Во время прохождения трека нам встретились три сошедших с дистанции джипа. Они стояли с включенными сигналами аварии, а у одного из них было пробито колесо. Другой, очевидно, из-за ошибки в навигации улетел на скорости в большую пробоину, вследствие чего ему оторвало колесо. К счастью, никто не пострадал», – рассказал Сергей Куприянов («КАМАЗ-мастер»).
По итогам первого дня в лидеры сразу вырвались казахи: Юрий Сазонов / Алексей Кузьмич и Канат Шагиров / Виталий Евтехов, третье место занял экипаж Рикардо Леал дос Сантоса / Майкеля Хусто, а четвертое – Антон Григоров / Роман Елагин. Александр Терентьев / Алексей Беркут показали 19-й результат в общем зачете и первый в своей категории Т2. Зачет грузовиков возглавили КАМАЗы: первый – Сергей Куприянов, второй – Антон Шибалов. Третьим к финишу спецучастка пришел венгр Миклош Ковач.
Гонка началась! Второй этап, 30 декабря, оказался более сложным – пошли песчаные дюны, участникам предстояло преодолеть 313 км спецучастка. Лидерство сохранили Юрий Сазонов / Алексей Кузьмич – в Т1, экипаж Антона Шибалова – в Т4. Четвертое место удержал дуэт Антона Григорова / Романа Елагина, а вот в зачете мотоциклов «выстрелила» их сокомандница Анастасия Нифонтова, которая финишировала седьмой среди 27 участников.
Антон Григоров рассказал о втором этапе: «Характер спецучастка был очень разнообразным – пески и дюны, быстрые каменистые дорожки с опасными трамплинами, по навигации были непростые отрезки… Пески нам не доставили сложностей, на мой взгляд, (они) были довольно плотными. На быстрых дорогах разгонялись до 160-170 км/ч».
Третий этап – 31 декабря. Дистанция – 559 км, из которых на спецучасток пришлось 451 км. Потрясающий результат показала в тот день Анастасия Нифонтова: второе место, менее чем в 13 минутах позади лидера. В общем зачете мотоциклистов она разом переместилась на четвертую позицию, расположившись в таблице аккурат за Дмитрием Агошковым – их разделило всего полторы минуты. Лидер зачета – норвежец Пол Андерс Уллеваситер.
В зачете внедорожников и грузовиков лидеры остались неизменны: Юрий Сазонов / Алексей Кузьмич – в Т1, экипаж Антона Шибалова – в Т4. Далее в таблице произошли изменения, и особо заметны они оказались в отношении VEB Racing: Антон Григоров / Роман Елагин разом упустили пять позиций. Причина – в целой череде происшествий на этапе. Сначала на «Оскаре» оторвался правый передний амортизатор. После ремонта экипаж достаточно быстро догнал грузовик Томаса Томечека и уперся в него – чех не пропускал более быстрый автомобиль. В пыли не заметили препятствия и пробили два колеса, на замену которых потратили еще несколько минут. Обогнать же неуступчивого чеха удалось лишь за 70 км до финиша спецучастка. Время было потеряно, и в классификации дня Григоров / Елагин оказались лишь семнадцатыми.
Четвертый этап 1 января стал для экипажа VEB Racing еще более сложным. Григоров / Елагин стартовали семнадцатыми, в соответствии с показанным накануне результатом, и достаточно быстро начали обгонять более медленных соперников. Антон Григоров поясняет: «Ходом обошли четверых, еще двое стояли с поломками, и при очередном обгоне, в сильной пылевой завесе, пропустили поворот и вылетели с трассы по прямой. Там была глубокая промоина, куда мы и влетели на большой скорости. К сожалению, повреждения оказались серьезными, и мы вынуждены были несколько часов ремонтировать часть ходовой».
Ошибка стоила разом пары десятков позиций, которые пришлось отыгрывать на следующий день. На пятом этапе Григоров / Елагин были более осторожны и добрались до финиша вторыми, уступив всего 1 минуту 40 секунд Канату Шагирову / Виталию Евтехову. Благодаря такому великолепному результату им удалось подняться до 22 места в общем зачете.
Лидер в зачете Т1 по итогам пяти соревновательных дней – дуэт казахстанской команды MOBILEX RACING TEAM Канат Шагиров / Виталий Евтехов.
В зачете Т2 на четвертом и пятом этапах победу одержал экипаж Александра Терентьева / Алексея Беркута, благодаря чему еще больше оторвался от своих главных соперников Марата Абыкаева / Андрея Чипенко (OFF ROAD KAZAKHSTAN).
Канат Шагиров / Виталий Евтехов (MOBILEX RACING TEAM, №201, Toyota Hilux)
По итогам пяти этапов безоговорочное лидерство в зачете Т4 принадлежит двум российским грузовикам «КАМАЗ-мастер»: первыми идут Антон Шибалов / Роберт Аматыч / Алмаз Хисамиев (№400), вторыми – Сергей Куприянов / Александр Куприянов / Анатолий Танин (№403). Третье место занимает Элизабет Жасинту (OLEOBAN).
В зачете мотоциклов лидирует норвежец Пол Андерс Уллеваситер, а второе и третье места сенсационно удерживают россияне: Анастасия Нифонтова и Дмитрий Агошков соответственно.
Шестой этап Африки Эко Рейс пройдет 4 января. Его дистанция составит 616 км, из которых на спецучасток придется 174 км.