При выборе будущей машины далеко не все берут в расчет риск угона. Между тем, если большую часть времени автомобиль проводит без присмотра, важно знать, каковы шансы застать его на месте.

В последние три года многие автомобилисты, даже имея недешевые свежие машины, стали экономить на страховке каско. Частично причиной тому стало падение уровня доходов, частично – удорожание защиты вслед за стоимостью запасных частей. Угонов, между тем, меньше не становится, и железный любимец имеет все те же шансы исчезнуть за ночь или за время похода в «Ашан». Уж если вы решили не отдавать деньги страховой компании, то имеет смысл выбрать в качестве будущей покупки модель, не слишком привлекающую преступников.

Собирать статистику по самым угоняемым автомобилям несложно. Все случаи официально проходят через полицию, которая периодически публикует свою статистику. Есть и данные от страховых компаний, но к ним следует относиться осторожно. Они знают только о тех машинах, которые застрахованы, причем не вообще, а именно у них. Получается, что модели вроде «Приоры» и практически все экземпляры старше 5-6 лет в эту статистику попросту не попадут. Это отнюдь не означает, что их не угоняют.

Кроме того, у каждого страховщика есть свои «предпочтения». К примеру, фирма не хочет связываться с самыми угоняемыми автомобилями вроде «Ленд Крузера» или «Камри». Для них выставляют запредельные тарифы, от которых подавляющему большинству владельцев станет плохо. Каско – это не регулируемое законом ОСАГО, в нем правила могут быть любыми. И этих машин в портфеле компании не будет. Следовательно, ее статистика по угонам без них будет необъективна.

Выяснить перечень неугоняемых моделей куда сложнее. Если машину не крадут в принципе, то она не попадает ни в какую статистику. Иными словами, нужно смотреть рейтинги ГИБДД и страховых компаний и радоваться, если выбранного автомобиля там нет. Можно обратить внимание на названия в нижней части списка. Минимальное количество совершенных преступлений – тоже хороший знак.

Сказанное выше подтверждает сравнение данных от двух крупных страховщиков – «Росгосстраха» и «Альфастрахования». За последний год в первой компании наименее рисковыми считаются Volkswagen Tiguan, Skoda Fabia, Skoda Yeti, Skoda Rapid и Chevrolet Aveo. У второй в аналогичный рейтинг вошли Volvo XC60, Skoda Octavia, Lada Kalina, BMW X3, Skoda Rapid. Совпадение только одно – бюджетный лифтбек Rapid. В остальном же абсолютно разные компании.

Портал zr.ru пошел дальше и ввел коэффициент угоняемости: отношение количества угнанных к количеству проданных машин, умноженное на 1000. Те модели, у которых полученное число меньше десяти, можно считать неинтересными для угонщиков. Но и эта статистика неполная. Издание рассмотрело только самые продаваемые в России автомобили, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса. Конечно, они обеспечивают значительную долю спроса на рынке, но если вам приглянулось что-то не столь распространенное, рейтинг не поможет.

Тем не менее, полученные результаты изучить интересно. Наименее рисковыми оказались «Лада Веста» (4 угона на 55 174 проданных за 2016 год машин, коэффициент 0,1), Skoda Rapid (19 на 25 931, 0,7), Volkswagen Polo (124 на 47 702, 2,6), «УАЗ Патриот» (55 на 19 381, 2,8) и «Лада Ларгус» (102 на 29 341, 3,5). Напротив, наибольшие шансы уехать от своих законных владельцев имеют Renault Logan (445 угонов на 29 565 проданных машин, коэффициент 15,1), Hyundai Solaris (1540 на 90 380, 17,0), Mazda CX-5 (342 на 15 790, 21,7), Toyota Camry (967 на 28 063, 34,5) и Lada Priora (746 на 17 553, 42,5).

Что ж, по крайней мере, из трех различных рейтингов мы поняли, что Skoda Rapid однозначно угонщикам неинтересна. Объясним и мизерный коэффициент «Весты». Модель продается меньше двух лет. Подержанных экземпляров в продаже сравнительно немного, и пытаться сбыть краденый автомобиль, – означает идти на ненужный риск. Спрос на запасные части только растет, да и сами комплектующие на «Ладу» не являются ни дефицитными, ни слишком дорогими. По этим же причинам в статистике угонов пока отсутствуют Hyundai Creta (в продаже ровно год) и «Лада Иксрей» (с февраля 2016-го). Их время еще не пришло, но с годами они неизбежно будут взбираться в невеселой статистике все выше.

Для полноты картины приведем данные «Автостата». Они хотя и вычислены по состоянию на 2015 год, актуальности не утратили. Проанализировав данные за три года, эксперты вывели среднюю вероятность угона по стране. Она оказалась равна 0,095%. Но этот параметр сильно отличается в зависимости от региона. Максимальный зафиксирован в Санкт-Петербурге – 0,38%. Далее расположились Ивановская область (0,21%), Москва (0,20%), Хабаровский край (0,19%), Ленинградская область (0,18%), Республика Тыва (0,16%), Московская область (0,15%), Свердловская область (0,15%), Пермский край (0,13%) и Сахалинская область (0,13%). Меньше всего шансов лишиться автомобиля у жителей Ямало-Ненецкого автономного округа и Чеченской республики (в последнюю угнанные машины приезжают из других регионов страны): вероятность составляет 0,007% и 0,001% соответственно.

По среднегодовому количеству угонов лидирует Москва (7,7 тысячи за 2013-2015 годы), за которой идут Санкт-Петербург (6,3 тысячи), Московская (3,9 тысячи) и Свердловская области (1,8 тысячи), Краснодарский край (1,2 тысячи), Челябинская и Новосибирская области, Красноярский край и Самарская область (по одной тысяче) и Приморский край (0,9 тысячи).

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ