Еще несколько этапов тому назад российская команда Lada Sport Rosneft и ее болельщики просто мечтали о том, чтобы на каждой гонке финишировать в Топ-5. Сейчас же, после того как у нас в этом году, благодаря англичанину Робу Хаффу, сильнейшему пилоту команды, уже есть вторые и третьи места, кажется, что финиш вне подиума — совсем не то, что мы ожидаем от российской команды. К тому же прошлый год мы завершали с двойным золотом…

Тем не менее, только в этом сезоне выставив на старт совершенно новые Lada Vesta, мы уже добились хороших результатов и продолжаем двигаться вперед. До финала осталось всего лишь две гонки — в Таиланде и в Катаре, затем предстоит межсезонье и длительная работа по доработке автомобилей. И это касается как двигателей, так и шасси.

Суббота на Шанхайской трассе выдалась… неожиданной. Вместе с этапом чемпионата по мировому турингу на автодроме проходило еще несколько местных гонок, в том числе этап китайского чемпионата по турингу, polo cup и гонка серии GT Asia. Последняя как раз и внесла существенные изменения в расписание. На одном из кругов дистанции в первом повороте произошла серьезная авария с участием одного из автомобилей McLaren. После столкновения с другим автомобилем на огромной скорости он влетел в гардрейл и повредил его так, что вертикальный рельс был вырван из своей бетонной подушки. Пилот McLaren практически не пострадал. В связи с происшествием квалификация мирового чемпионата была перенесена на раннее утро воскресенья, а весь вечер и часть ночи проходили ремонтные работы на трассе: меняли бетонную основу и устанавливали новые гардрейлы. Промоутер чемпионата Франсуа Рибейро сказал, что в случае попадания в поврежденное ограждение другого автомобиля последствия могли быть очень тяжелыми. При этом китайские серии в субботу проходили по расписанию: их организаторы взяли на себя ответственность за проведение своих этапов.


Николя Лапьер, Ники Катсбург и Роб Хафф (слева направо)

Ранняя квалификация принесла команде Lada хорошие новости: голландский пилот Ники Катсбург, выступающий за команду, квалифицировался третьим, Роб Хафф шестым, Николя Лапьер — 12-м. Два первых места заняли Хосе Мария Лопес и Ма Кинь Хуа на Ситроенах. Однако гонка оказалась не столь успешной. В самом начале первого круга произошла авария, в результате которой на трассу вышел автомобиль безопасности. Одна из желтых машин оказалась в гравии с выбитым задним колесом, однако при ближайшем рассмотрении стало ясно, что это не Lada.

Серьезные повреждения получил Chevrolet Тома Коронеля, выступающего в цветах DHL, причем настолько серьезные, что его даже не успели подготовить и ко второму старту. Но в завале пострадала и Lada Роба Хаффа. Пилоту пришлось вернуться в боксы, чтобы отрегулировать подвеску,  на трассу он вышел к концу гонки, но так и не был классифицирован.


Оригинальная сушилка для шлема пилота Роба Хаффа

Ма Кинь Хуа, который сам родом из Шанхая, замялся на старте и потерял все свои позиции. Болельщики были явно недовольны. В итоге весь подиум заняли пилоты Ситроен, Ладе же досталось только четвертое место. К сожалению, был аннулирован и седьмой результат Николя Лапьера — после финиша технические комиссары обнаружили, что давление в турбине превышает разрешенные регламентом 2,5 бара.

Французский пилот Николя Лапьер — новое приобретение российской команды, он выступает за Lada Sport Rosneft всего второй этап и заменил голландца Йапа ван Лагена. За плечами француза богатый опыт участия в гонках на автомобилях с открытыми колесами и спорт-прототипах, в том числе LMP1. В этом году он выступал за рулем победного экипажа на гонке 24 часа Ле-Мана.


Николя Лапьер обсуждает настройки своего автомобиля

На тестах российской команды Николя оказался практически случайно — по приглашению компании Oreca (которая готовит двигатели для Lada WTCC) он проводил моторные тесты на трассе Поль Рикар, где его результаты попались на глаза руководителю команды Виктору Шаповалову. Они были очень высокими, и Виктор пригласил его в команду.


Виктор Шаповалов (слева) и инженер французской компании Oreca

— До этого я никогда не выступал на кузовах, — сказал Николя Лапьер. — Весь мой опыт сводится к автомобилям с открытыми колесами и прототипам. И поначалу было очень сложно: мало того что это кузов, он еще и переднеприводный. Так что я изучал автомобиль фактически с нуля. Кроме того, на общем фоне мои времена были, скажем так, весьма средненькими, и для меня это было странно и неприятно, так как я привык быть среди первых. Ну что ж, тем больше у меня будет спортивной злости и азарта, чтобы добиться лучших результатов. Я планирую остаться в команде на весь следующий сезон. Сделаю исключение для Ле-Мана и, может быть, еще одной гонки, если она не будет попадать в календарь WTCC, и сосредоточусь на туринговом чемпионате.

Во второй гонке Лапьер финишировал девятым, что для начала тоже очень неплохо, учитывая очень высокий уровень пилотов. Роб Хафф сумел приехать пятым, а вот Ники Катсбург по техническим причинам был вынужден сойти. Но, конечно, самая интересная борьба разворачивалась на призовых позициях, которые после короткого «отсева» на первых двух кругах заняли Габриэле Тарквини на Honda и Иван Мюллер и Хосе Мария Лопес на Ситроенах.

Хьюго Валенти, стартовавший на реверсной решетке первым, уже в первом повороте, после короткой борьбы с Тарквини, вылетел в зону безопасности и был вынужден сойти. Первый поворот на шанхайском автодроме вообще очень сложный: мало того что трасса тут закручивается улиткой, так еще и заложен перепад высот. Поэтому самая интересная борьба происходит именно здесь. Несколько кругов итальянский пилот удерживал первую позицию, но Ситроены уже второй год подряд оказываются объективно сильнее, и через некоторое время Тарквини был вынужден пропустить вперед Ивана Мюллера. Но вот за второе место он сражался до последнего: несколько раз подряд Габриэле пытался атаковать Лопес. И вот кажется, что на финишной прямой Ситроен уже опережает Хонду, но итальянец столько лет ездит в мировом туринге и имеет славу одного из лучших пилотов в этой дисциплине, в том числе и потому что никогда не сдается. 0.025 секунды разница на финише и второе место все же достается Тарквини! Это было фантастически красиво!

Удивительно, но в этом году подиум обеих гонок на шанхайской трассе практически повторил прошлогодний этап: превосходство Ситроенов и обе гонки в зачете Йокогама выигрывает марокканский пилот Меди Беннани. И этап приносит уже вторую подряд победу команде Ситроен в ежегодном Кубке конструкторов — снова досрочно, без надежды на реабилитацию для двух других команд.

Честно говоря, постоянные победы команды Ситроен делают чемпионат по турингу не столь интересным и зрелищным, как хотелось бы зрителям и болельщикам. Однако есть надежда, что в следующем году ситуация может в какой-то степени измениться: Франсуа Рибейро заявил журналистам, что в лагере производителей ожидается пополнение в лице одного известного бренда. Называть его он отказался, сказав, что официальный анонс будет сделан после достижения всех договоренностей и подписания документов, но намекнул, что этот бренд хорошо известен, в том числе на азиатском рынке.

В следующем году будут также внесены изменения в регламент — конкретику промоутер пообещал дать на следующей неделе, но уже известно, что их цель не столько затронуть техническую составляющую гонки, сколько изменить отношение к WTCC и привлечь новых зрителей и участников.

Что же касается российского этапа, Франсуа Рибейро пообещал, что он обязательно состоится, но пока он еще не определился с «площадкой». Вполне возможно, что на смену Москве придет трасса Сочи Автодрома. «Я абсолютно доволен тем, как организованы сами гонки, но вот количество зрителей на трибунах — это полный провал. Жан Тодт, президент Международной автомобильной федерации (FIA), который был на последнем этапе в Москве, сказал, что пустые трибуны его не устраивают, потому что в первую очередь это не интересно производителям. Так что теперь моя задача провести работу с российскими промоутерами так, чтобы обеспечить заполняемость автодромов. Кто сможет это лучше обеспечить, тот и будет проводить российский этап. К сожалению, о двух этапах в России речь не идет. На сегодняшний день два этапа мы проводим только в Шанхае, так как это самый массовый и быстро растущий автомобильный рынок в мире».

Заключительные этапы WTCC запланированы на ближайший месяц в Таиланде и Катаре, но календарь на следующий год промоутеры пока составлять не спешат. Мало того что еще не подтвержден календарь WRC на сезон 2016, в новом году пройдут также Олимпиада и чемпионат мира по футболу. Поэтому здесь, как сказал Франсуа Рибейро, главное — не ошибиться с датами.

Фотобонус

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ