Российское правительство задумало стимулировать продажи отечественных автомобилей на внешних рынках. Для этого предлагается запустить на средства бюджета программу льготного кредитования для иностранцев.

Российский рынок только начал оправляться от затяжного падения. Продажи понемногу пошли вверх, и власти решили, что именно сейчас наиболее подходящий момент для развития экспорта. Ну а чтобы иностранцы охотнее покупали машины, сделанные в России, чиновники предлагают выдавать им льготные кредиты на покупку. При этом в Европе ставки и так гораздо ниже, чем в нашей стране, но из бюджета на следующий год все равно планируется выделить 400-500 миллионов рублей на субсидии. Еще раз для тех, кто не понял всю пикантность ситуации: деньгами российских налогоплательщиков будут убеждать европейцев покупать «Весты» и «Гранты».

Причина для таких «подарков» есть. В докризисные времена автопроизводители успели построить на территории нашей страны много сборочных площадок. Совокупная производственная мощность этих предприятий составляет примерно 3,3 миллиона автомобилей в год. Однако на внутреннем рынке столько машин не продается. По мнению аналитиков, даже через пять лет, при условии положительной динамики, россияне будут покупать не более 1,8 миллиона машин. Соответственно, все заводы вынуждены работать в половину, а то и в треть силы. Сложившаяся ситуация вынуждает чиновников искать новые способы поддержки авторынка. Власти уверены, что автопроизводителям необходимо развивать поставки продукции за рубеж, а наше государство должно им в этом помочь.

В прошлом году за границу было поставлено только 67 000 легковых автомобилей. Но, согласно стратегии развития автопрома до 2025 года, уже через восемь лет предприятия должны отправлять за границу не менее 200-250 тысяч машин. При росте авторынка России до 2,5 миллиона машин в год, это позволит загрузить не менее 70% производственных мощностей. Однако не предложение рождает спрос, а наоборот. И вряд ли производители станут продавать свою продукцию в убыток. Именно здесь и пригодится Минпромторг и государственная казна.

Одной из мер привлечения иностранных клиентов станет льготное кредитование на целевых рынках. В министерстве промышленности и торговли уверены, что без субсидий отечественный производитель не сможет добиться одинаковых условий покупки с конкурентами. В ведомстве заявляют, что кредит на покупку Lada Vesta в Европе могут дать под 4-5%, в то время как технику местного производства можно взять под 1% годовых. Кстати, граждане России не могут получить столь приятный кредит на ту же «Весту». Нам поддержка отечественного производителя обходится в лучшем случае в 10% годовых.

В результате власти приняли решение компенсировать иностранным банкам возможные убытки от снижения ставок. Из федерального бюджета за 2018 год на эти цели будет выделено 400-500 миллионов рублей. Всего же до 2025 года на льготное кредитование за рубежом власти намерены потратить 15,3 миллиарда рублей! Если же экономика в России укрепится, то на помощь иностранным покупателям будет потрачено уже 21,1 миллиарда рублей налогоплательщиков. При этом стоит отметить, что внутри страны программа господдержки сильно ограничена и не позволяет поднять базовую стоимость машины выше 1,45 миллиона рублей. Кстати, на необходимость этого давно указывают сами производители, ведь многие модели с трудом вписываются в программу, да и то только в стандартных комплектациях.

Основными направлениями для экспорта и льготного кредитования станут страны СНГ, Восточная Европа и отдельные государства Западной Европы, Азия, Ближний Восток, Латинская Америка и Африка. В большинстве своем это развивающиеся рынки с невысокими требованиями к экологическим и техническим характеристикам.

За первое полугодие этого года российские заводы отправили за границу 43 154 легковых автомобиля, что на 28% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основными рынками сбыта стали Чехия, Белоруссия и Казахстан. Здесь было продано 11 856, 11 546 и 7 104 машины соответственно. Кроме того, транспортные средства российской сборки экспортировались в Украину, Латвию, Венгрию и даже ОАЭ.

«Ценовая политика, в том числе и с учетом программ субсидирования, делает автомобили отечественного производства более конкурентоспособными на зарубежных рынках. Для покупателя, который отталкивается в том числе и от цены машины, это будет неоспоримым плюсом в пользу продукции того же АвтоВАЗа. При этом проблем для экспорта масса: от растущей стоимости логистики до сложностей с узнаванием и доверием к бренду», — уверены эксперты.

Специалисты в отрасли считают, что за спрос отвечает не только цена, но и множество других факторов. В том числе, надежность продукта, качество сборки, узнаваемость бренда, а также возможные сложности с постгарантийным обслуживанием и продажей машины на вторичном рынке. И все эти риски также могут быть заложены в ставку по кредиту. Также непонятно, как к подобному маневру отнесутся власти других государств и местные производители автомобилей. Так что не исключено, что подобный шаг приведет лишь к появлению определенных запретительных мер против российской продукции. Кроме того, аналитики считают, что в данной экономической ситуации все же было бы логичнее поддерживать собственных, а не иностранных, потребителей. В этом случае все затраченные на субсидии средства вернутся в бюджет в виде налоговых отчислений и акцизов. Но в России уже наметилась тенденция к сокращению господдержки автопрома.