Дорожная сеть страны развивается быстро, как никогда прежде. Из всего объема, львиную долю которого составляют текущий ремонт и работы местного значения, мы выделили пять крупнейших. Их реализация повлияет на жизнь нескольких регионов, если не всей страны.
Первым, разумеется, надо упомянуть Крымский мост. Не тот, который Москве, а связавший полуостров Крым с материковой Россией. Проект обошелся почти в 230 миллиардов рублей и завершен в рекордный срок – за 27 месяцев. Точнее, строители с объекта еще не ушли и пока даже не собираются. По автомобильной части переправы едут только мотоциклы, легковушки и пассажирские автобусы. Грузовики до конца года пользуются паромом, а железнодорожные составы пустят на мост только в 2019-м.
Открытие моста к началу отпускного сезона 2018 года серьезно облегчило жизнь туристов. Теперь не нужно заранее планировать время подъезда к парому, бронируя билеты, так что путь на юг стал значительно проще. Правда, однополосные дороги полуострова не справляются с возросшей нагрузкой, и Крым встал в пробках. Но уже идут работы по сооружению трассы «Таврида». Добавим, что вместе с 19-километровым Крымским мостом (самым большим в России и одним из крупнейших в Европе) построены десятки километров подъездных дорог по обоим берегам.
Не успел Росавтодор отрапортовать о завершении строительства Крымского моста, как президент обмолвился о необходимости построить еще один – на Сахалин. В теории стройку можно завершить через пять лет. Владимир Путин дал поручение правительству проработать этот вопрос. Первые сметы уже готовы: строительство оценивается в 540 миллиардов рублей. Иными словами, более чем вдвое дороже, чем Крымский мост. Подробности проекта пока неизвестны.
К слову, планы организовать сообщение с островом были еще при Сталине. Только в то время планировалось построить тоннель, который должен был стать частью железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре – Победино. Протяженность переправы должна была составить около 13 километров, а сам тоннель собирались проложить от мыса Лазарева на материке до мыса Погиби на Сахалине. Работы начались в 1950 году (конечно же, силами заключенных), но после смерти Сталина в 1953 году строительство бросили.
Еще одна задумка – создать на черноморском побережье отечественный аналог Лазурного берега. Росавтодор подготовил проект скоростной магистрали Джубга – Сочи, которая позволит значительно улучшить транспортную ситуацию в регионе. Сегодня водители тратят на проезд по серпантину от нескольких часов до половины дня (в сезон, когда дорога не справляется с потоком транспорта).
По плану, новая транспортная артерия протяженностью 120 километров позволит сократить время в пути до одного часа. При этом автомобилисты смогут еще и наслаждаться красотами юга России. Проезд авторы идеи хотят сделать бесплатным. Однако стоит отметить, что у проекта новой трассы есть существенный недостаток: стоимость строительства. Возведение магистрали оценивается в 1,2 триллиона рублей! И это сегодня. После начала работ смета уж точно не уменьшится.
Столь высокую цену чиновники объясняют сложностью реализации. Четырехполосная дорога с ограничением скорости до 120 км/ч должна проходить по 27 тоннелям, 43 мостам и эстакадам, которые необходимо возвести с нуля. Изначально в ведомстве также хотели перенести железную дорогу, чтобы водителям и их пассажирам совсем уж ничего не мешало наслаждаться видом моря. Но в этом случае проект получался значительно дороже, и от идеи пришлось отказаться.
Если проект будет одобрен, работы начнутся в следующем году, а завершение строительства намечено на 2023 год. Впрочем, Минтранс уже назвал реконструкцию слишком дорогой и сложной, а потому нецелесообразной.
Еще две мегастройки вышли на завершающую стадию. Платная трасса М11 «Москва – Санкт-Петербург» должна была открыться к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Но – не успели! Проектирование магистрали началось в 2004 году, первый участок трассы в Московской области открыли спустя десять лет, в 2014-м. Общая стоимость строительства оценивается в 450 миллиардов рублей.
Около двух лет назад был открыт обход самого сложного отрезка существующей трассы М10 – в Тверской области в районе Вышнего Волочка. В этом году отрезок увеличился вдвое и протянулся уже по Новгородской области, на очереди еще один участок, стыкующийся с ними. Протяженность уже открытого «платника» составляет около 200 километров, но при этом там практически полностью отсутствует инфраструктура: заправки только контейнерные, а кафе и вовсе в единственном экземпляре.
Эта магистраль уже считается одной из самых дорогих платных дорог в России. По словам руководителя государственной компании «Автодор» Сергея Кельбаха, проезд по трассе протяженностью 609 километров (разумеется, когда строительство будет завершено) будет стоить для водителя легкового автомобиля или мотоцикла 2 200 рублей. Если приобрести транспондер – почти вдвое дешевле. Если же прибавить сюда стоимость топлива, то сумма получается вовсе неприличная.
Ненамного дешевле обойдется и строительство еще одного кольца вокруг Москвы – ЦКАД. Согласно расчетам, дорожники потратят примерно 313 миллиардов рублей. Основным назначением Центральной кольцевой автодороги станет разгрузка столицы от транзитного транспорта, в первую очередь, от большегрузов.
Магистраль прокладывают радом с уже существующей «малой бетонкой» А107, то есть примерно в 30-35 километрах от МКАД. Новая дорога будет шире, да и скоростное ограничение на ней будет выше. Вот только автомобилистам и здесь придется платить за право «прокатиться с ветерком», хотя точные цифры пока не определены.
Общая протяженность дороги составит 519 километров. По планам, первый участок кольца будет открыт уже в этом году, но до полного завершения проекта еще очень далеко.