К изменениям в Правилах дорожного движения и штрафах российские водители привычные: экспериментируют на них и преподносят сюрпризы власти постоянно. Очередной пакет новшеств подготовили совместно Минтранс и ГИБДД. Есть среди них и радикальные.

Главным приобретением Правил дорожного движения станет назревшее к концу 2010-х годов внесение нового термина, обозначающего современные средства передвижения. Российские законотворцы окрестили такие «Средство индивидуальной мобильности» (СИМ). Индивидуальной в том смысле, что езда вдвоем на них не предусмотрена в принципе.

СИМ, согласно новому закону, это «устройства, предназначенные для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии». К ним отнесли роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и иные аналогичные средства. Велосипеды издавна прописаны в ПДД, так что в отношении них ничего не меняется. Инвалидные коляски тихоходны и малочисленны, чтобы вносить их в законодательство, так что на них термин СИМ также не распространяется.

Правила пользования «гаджетами на колесах» привязали к возрасту их «водителя». Если он младше семи лет, то приравнивается к пешеходам. Их сфера обитания – тротуар, пешеходная дорожка или целая зона, а на велопешеходной дорожке им отводится пешеходная сторона. Для подростков возрастом от семи до 14 лет, едущих на гироскутерах и им подобных устройствах, предназначены немного другие варианты. Тротуаром и пешеходной дорожкой пользоваться можно. А вот в пешеходную зону въезд закрыт. Зато допускается езда по велодорожкам (как отдельным, так и совмещенным с дорожкой для пеших прогулок).

А вот когда наезднику больше 14 лет, его с его гаджетом приравнивают к велосипедистам. Ездить в этом случае допускается по велодорожкам, полосам и зонам. При отсутствии инфраструктуры – по тротуарам и пешеходным дорожкам, а если нет и их, то по обочинам. Можно выехать и в правый ряд проезжей части, но с рядом условий. Во-первых, только на дорогах с ограничением не более 60 км/ч. Во-вторых, СИМ должно быть с электромотором, тормозами, звуковым сигналом, светоотражателями, а лучше – фарой и фонарем. Гироскутеры и моноколеса на дороги для автомобилей не допускаются.

Вышеприведенную норму, положим, при желании реально контролировать. А вот следующая так и останется только на бумаге. В законе прописано, что если СИМ делят одну территорию с пешеходами, то им запрещено превышать скорость 20 км/ч. И кто это станет контролировать? На сознательность надеяться глупо – не сработает. Ждем развешивания камер над тротуарами? И, кстати, в этих условиях безлошадные граждане будут пользоваться преимуществом.

Внесение масштабных правок в ПДД применительно к электросамокатам и им подобным устройствам назрело даже не из-за того, что их появилось слишком много. Они стали очень быстрыми, разгоняясь до 50-70 км/ч. На тротуаре такой «транспорт» несет нешуточную угрозу пешеходам. На проезжей части еще опаснее: подвеска и тормоза гаджетов на такие скорости и серьезные дефекты асфальта не рассчитаны, наличие световых приборов – исключение, водители-хипстеры в подавляющем большинстве вообще не в курсе ПДД.

Эксперты полагают, что внесение СИМ в правила ничего не изменит. Все равно контролировать их некому, а без санкций и угрозы наказания все новшества не работают. К слову, Минтранс предлагает распространить штраф за нетрезвое вождение велосипеда и на средства индивидуальной мобильности, попутно повысив его (сейчас он составляет 1500 рублей).

Есть новые пункты и для автомобилистов. Так, теперь правила прямо запрещают останавливаться на направляющих «треугольниках» разметки и островках безопасности. В Минтрансе поясняют, что сделали это «для ликвидации хаотичной парковки и обеспечения видимости на пересечениях дорог и пешеходных переходах». Норма позволит отказаться от использования разного рода неэстетичных столбиков и бетонных конструкций.

С 1 июня 2021 года электромобили и машины на газомоторном топливе смогут въезжать в зоны с запретом движения транспорта с низким экологическим классом. А такие зоны обязательно появятся. Ранее и их, и обозначающие их знаки в ПДД уже прописали. Скорее всего, пионером этого дела станет Москва, а «запретными» (или попадающими под сильные ограничения) станут легковые машины с моторами класса ниже Евро-4.

Предлагается применять в самостоятельном виде табличку «Фотовидеофиксация». Сейчас ее вешают только в сочетании с каким-либо дорожным знаком, подсказывающим, какой вид нарушения «пасет» камера впереди. Введут отдельный знак «Зарядка электромобилей». Инфраструктура для них прогрессирует медленно, но верно, и ее необходимо выделять.

Внесли частичную ясность по новым цветам разметки. Синяя, по предложению Минтранса, станет обозначать платную парковку. Для чего станут использовать зеленую, красную и даже черную, пока непонятно.

Обсудить поправки законодатели собираются в конце этого месяца. Не исключено, что в пакете появятся и другие предложения. А нам их учить и запоминать!

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ