Российские власти загорелись идеей установить во все автомобили аналоги авиационных «черных ящиков». Что это такое, и как новшество может отразиться на жизни рядовых автомобилистов?

Российский Минтранс еще несколько лет назад озвучил предложение в обязательном порядке оснащать все новые автомобили бортовыми самописцами. Предполагалось, что идею можно будет реализовать к 2015-2016 году. Однако дальше начальной концепции дело не пошло. Не было понимания, какие параметры должны записывать «черные ящики», и как следует доработать законодательство для их внедрения.

К теме вернулись этой осенью. В конце октября вице-премьер Аркадий Дворкович распорядился создать межведомственную рабочую группу в составе представителей Минпромторга, Минтранса, МВД, Минкомсвязи, Минфина, МЧС, Банка России, некоммерческого партнерства ГЛОНАСС и группы «АвтоНет» Национальной технологической инициативы, которая подготовит сценарий изменений нормативно-правового регулирования для обеспечения возможности внедрения интеллектуальных телематических систем (ИТС). В правительстве поддержали идею установки «черных ящиков» и установили срок реализации проекта – к 2020 году.

Речь идет о создании единой глобальной системы, которая будет осуществлять сбор, обработку, хранение и передачу любой информации о состоянии или местоположении автомобиля. Использовать ее можно разными способами, и некоторые из них уже озвучены.

К примеру, у грузовых автомобилей бортовые терминалы смогут измерять нагрузку на ось и полную массу. Законопослушный перевозчик, узнав эти данные, не выпустит перегруженную машину в рейс. Если же фура все-таки окажется на трассе, то сигнал о нарушении может поступить автоинспекторам или же сразу в центр, занимающийся рассылкой «писем счастья». Это, кстати, может коснуться не только грузовиков. У «черного ящика» будет постоянная связь со спутниками, значит, он будет знать ограничение скорости на конкретном отрезке дороги и текущую скорость машины. Превысили? Получите постановление по почте на основании сигнала электронного «стукача» в собственном автомобиле.

Разумеется, для реализации этой идеи потребуется соответствующим образом сертифицировать прибор. Однако, скорее всего, возможность получить дополнительный поток «штрафных» рублей в бюджет окажется сильнее любых сложностей и необходимых вложений в эту процедуру. Правда, точность позиционирования не позволит осуществлять контроль за всеми видами нарушений. К примеру, выезд на встречную полосу или поворот вторым рядом система вряд ли сможет определить только лишь с помощью спутника.

Страховщики тоже заинтересованы в новой системе. С ее помощью они смогут оценивать стиль вождения каждого конкретного водителя и на основании этой информации корректировать стоимость страхового полиса. Причем, видимо, речь идет не только о добровольно приобретаемой страховке каско. Уже сейчас компании имеют право устанавливать свой базовый тариф ОСАГО в рамках дозволенного законом коридора. За те несколько лет, что остались до внедрения «черных ящиков», нынешний порядок наверняка претерпит не одно изменение. Так что лет через пять, вполне возможно, для любителей быстрой езды «автогражданка» подорожает.

Есть планы на использование данных с бортовых самописцев и у автосервисов. Фактически они получат инструмент для удаленной диагностики и контроля состояния машины. Такое применение, пожалуй, придется по нраву большинству автомобилистов: сплошная польза! Можно будет гораздо спокойнее чувствовать себя, зная, что при необходимости мастер поможет дистанционно устранить поломку или сам позвонит и напомнит о приближении времени очередного ТО.

Наконец, полиция тоже сможет связываться с «черными ящиками» в автомобилях. Правоохранители смогут глушить двигатель машины нарушителя, и все погони уйдут в прошлое.

Первый же вопрос, возникающий после ознакомления с функционалом самописцев, касается конституционного права россиян на невмешательство в личную жизнь. Ведь новшество фактически обернется тотальной слежкой. Определить маршрут любого транспортного средства – проще простого. Вдобавок ходят слухи о том, что «черные ящики» будут записывать даже разговоры в салоне! И вот это уже точно не понравится даже законопослушным и аккуратным водителям.

Реализовывать идею предполагается на основе системы ЭРА-ГЛОНАСС, которая сейчас работает исключительно для оповещения экстренных служб в случае аварии или для связи с ними самого водителя. Установленный в автомобиле блок автоматически определяет координаты попавшей в беду машины и передает их спасателям. От разработчика ГЛОНАСС комментариев пока не поступало, однако очевидно, что потребуются масштабные доработки комплекса. Хотя отметим, что возможности расширения функционала закладывались в него изначально.

Также предстоит решить еще одну нетривиальную задачу: как обрабатывать огромный массив данных, получаемых от миллионов автомобилей? Не будем забывать и о защите от внешнего вмешательства. Информация с бортовых самописцев может быть интересна злоумышленникам самого разного «профиля», от финансовых мошенников до банальных шантажистов.

Пока в проекте «черных ящиков» для автомобилей больше вопросов, чем ответов. Посмотрим, во что выльется амбициозная идея российских властей.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ