После пессимистичных итогов 2019 года никто еще долго не предполагал увидеть «плюс» в статистике продаж. А он случился уже в январе: спрос, по данным АЕБ, вырос на 1,8%. И это не единственный примечательный момент статистики.

Январский отчет Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) гласит, что владельцев за январь нашли 102 102 новых автомобиля. Это на 1799 штук больше, чем годом ранее, а в процентах прибавка составила 1,8%. Что интересно, год назад январь оказался тоже в «плюсе», но он был чисто символическим (на 0,6%) и общую картину по году не вытянул. Гораздо больший вклад внес всплеск в декабре.

«Неплохое начало нового года, ожидания от которого были довольно пессимистичными. Январские продажи традиционно являются самым низкими в году, поэтому нам придется подождать и посмотреть, каков будет тренд в месяцах с более высокими продажами – в феврале и особенно в марте», – прокомментировал итоги председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Прибавку в январе можно объяснить тем, что у дилеров еще остаются изрядные запасы прошлогодних машин. Собственно, практически только ими и торгуют. На них традиционно легче выбить скидки и бонусы, ведь формально автомобили уже стали годовалыми. А в российских реалиях свою лепту вносит и ставшее традиционным повышение с 1 января утилизационного сбора. На производство 2019 года повышенные ставки не распространяются. То есть даже без учета возможных скидок такие машины дешевле свежих. И Йорг Шрайбер абсолютно прав в том, что февраль и март дадут более объективную картину.

«Лады» стабильно показывают небольшой прирост примерно на 1%. Идущие следом «корейцы» направились в разные стороны: у Kia -5%, у Hyundai +5%. Впрочем, преимущество первого бренда все равно весомое. К тому же стартовал прием заказов на кроссовер Seltos, который может серьезно улучшить статистику Kia. Hyundai сможет ответить только рестайлингом «Соляриса», но его пока даже не представили.

Серьезно прибавила в январе Toyota, сразу на 20%. Продолжает лезть вверх Skoda (+7%), тоже ожидающая усиления прогресса за счет выхода паркетника Karoq. На его единственную версию с передним приводом, турбомотором 1.4 и 8-ступенчатым автоматом заказы уже принимают, а на подходе – обновленный лифтбек Rapid. Mercedes с ростом на 5% оказался на девятом месте «абсолюта». Позиции его главного конкурента, которого марка с трехлучевой звездой обошла в прошлом году только в декабре, неизвестны.

«Ежемесячные данные АЕБ не включают данные о продажах BMW, в связи с глобальным решением BMW изменить периодичность публикации данных о продажах с ежемесячной на ежеквартальную. Для корректного сравнения по годам данные об объемах продаж марок BMW и Mini в 2019 году в данном пресс-релизе не приводятся. АЕБ планирует регулярно публиковать ежеквартальный отчет о продажах, включающий данные о продажах BMW и Mini, начиная с апрельского выпуска результатов рынка за I квартал 2020 года», – говорится в отчете.

Продолжают праздновать успехи представители Китая. Спрос на «Хавейлы» вырос на 244%, на «Джили» – на 97%, на «Чанганы» – на 827%. К компании «взрывных» брендов в первом месяце года также можно отнести Suzuki (+228%), Volvo (+42%) и – неожиданно! – Citroen (+45%). Несмотря на анонсированный перезапуск, валится вниз Lifan (-65%): дни марки, судя по всему, действительно сочтены. Нечем похвалиться Infiniti (-62%). Строчка с «Равоном» из статистики вовсе исчезла, хотя бренд даже дает рекламу. Но вот есть ли продажи, никто не знает.

«Фордов» продали всего 14 штук: запасы машин, которые перестали собирать еще прошлым летом, подходят к концу. У Chevrolet из статистики вычли «шнивы», и бренд смог заявить всего 37 реализованных автомобилей. Что касается тольяттинского внедорожника, то он пока стоит отдельной строкой. К «Ладам» его начнут плюсовать, когда он сменит «крест» на «ладью».

Пятерка моделей-лидеров по сравнению с прошлым годом осталась неизменной: «Гранта», «Веста», Rio, Creta, Polo. Разрывы между ними и тренды на рынке таковы, что предпосылок к смене позиций нет. С почти двукратным ростом продаж на первое место в своем сегменте и на седьмое в «абсолюте» выстрелила Toyota RAV4. Sportage и Tiguan устремляются в погоню, но обновление им в обозримом будущем не светит, придется сражаться теми средствами, что есть.

Сильно прибавили Nissan X-Trail и Skoda Kodiaq, вышедшие на 12-е и 14-е места соответственно. При этом Renault Duster свалился до 17-й строчки, Kaptur до 24-й, а Arkana в топ-25 так закрепиться и не смогла. Робко заглянул в список лучших Kia Cerato. Прежде это делали Soul и Ceed, а вот седана давненько здесь не видели. Так что у Kia и Renault самое широкое «представительство» в перечне самых продаваемых машин после «Лады», по четыре модели.

Напомним, что АЕБ дает умеренно пессимистичный прогноз на текущий год: минус два с небольшим процента и падение суммарных продаж до 1,72 миллиона автомобилей. Итоги января пока не дают никакой почвы для выводов, но могут вселить ложную надежду. Утешиться остается тем, что рынок может оживить выход достаточно большого числа недорогих моделей.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ