… После слепого поворота, который проходят на большой скорости, финн Тапио Лауронен оказался перед выбором: «влететь» в лежащую на боку посреди трассы СУ ГАЗель одного из экипажей, либо…  Приняв молниеносное решение, он направил свой Mitsubishi Pajero в сугроб, совершил переворот через крышу, встал снова на колеса и продолжил гонку. Кстати сказать, Лауронен, заявившийся вместе со своим сыном Тони под российской лицензией, выиграл чемпионат России Баха «Северный лес» с отрывом в пять секунд от следующего экипажа. А еще про него говорят, что его предыдущий штурман отказался с ним ехать, сказав, что он «crazy».

Баха «Северный лес» — одна из самых красивых гонок в календаре не только чемпионата России по ралли-рейдам, но также и в составе Кубка мира FIA, который проходит одновременно в Карелии в конце февраля. Более того, в Кубке это единственная снежная гонка — остальные проводят в южных странах. В этом году даты соревнования пришлись на 20-22 февраля, и все равно далеко не все команды, принимавшие участие в Дакаре, успели получить свои машины до старта технических проверок на Баху: многие аппараты еще только приплывали в эти дни паромом в Европу.

Экипаж G-Energy Team Владимир Васильев и Константин Жильцов

Однако Владимир Васильев, пилот команды G-Energy Team  и соорганизатор Бахи, в своей оценке был категоричен, заявив, что при желании успеть в Карелию автомобили можно было отправить и самолетом — как это сделали они со штурманом Константином Жильцовым. А Руслан Мисиков, организатор Бахи, в свою очередь заметил, что переносить даты на более поздний срок ради большей посещаемости было бы уже невозможно: календарь Кубка мира по ралли-рейдам настолько плотный, что сразу после Карелии транспортный паром уже увозит машины на следующий этап, который пройдет в Абу-Даби в самом начале апреля.

Так или иначе, но на Российский этап был заявлен 21 экипаж из разных стран мира, в том числе и из таких экзотических для российской зимы, как Италия, Испания, Бразилия, Венесуэла и Аргентина. Ну а Финляндия, Польша и Латвия и так хорошо знают, что такое снег. Проходивший параллельно этап чемпионата России собрал больше участников (24 экипажа, но некоторые заявлялись в оба соревнования) — он оказался для них интереснее и по экономическим соображениям, и по географии: российские ралли-рейды для близлежащих стран с точки зрения участия намного привлекательнее.

Экипаж из Бразилии

Пьетро Фолиани — сумасшедний итальянец, который не просто приехал участвовать в Бахе «Северный лес», но и сделал это один, без штурмана. Он благополучно финишировал и даже получил приз в своем классе

Карельская зима прекрасна: снег, огромные ели и снова снег. Маршрут Бахи, проходившей в течение трех дней в местечке под названием Вяртсиле, в двух шагах от финской границы, составлял чуть менее 400 км. И практически все это были узкие лесные дороги, расчищенные и утрамбованные специально для Бахи, с огромными снежными брустверами по бокам, горками, трамплинами и крутыми поворотами. Проехать такой маршрут сложно и для опытного пилота, знающего правила поведения на снегу, а уж для новичка и совсем непросто. Поэтому на самом деле не было ничего удивительного в том, что бодро начавший гонку экипаж из Бразилии в итоге финишировал далеко от подиума, несколько раз застряв в снегах карельских лесов. А глядя на пытающихся откопаться венесуэльцев, просто хотелось плакать: любое усилие раскидать лопатами снег они тут же «хоронили», нажимая газ на полную и зарываясь в снег еще глубже.

Главной надеждой всего соревнования был российский экипаж G-Energy Team в составе Владимира Васильева и Константина Жильцова. С огромным опытом самых разнообразных соревнований как в ралли, так и в ралли-рейдах, с мощной и очень качественной техникой (прототип Мини) они претендовали не просто на место на подиуме, а на самую высокую его ступеньку. Но автоспорт непредсказуем. К тому же давняя травма правой руки у Владимира Васильева, последствия которой пилот глушил обезболивающими перед каждый стартом, тоже давала о себе знать. На вопрос, не думал ли он о том, чтобы ради победы передать руль Константину, Васильев отшутился, сказав, что если Константин и может рулить так же хорошо, как и он сам, то вот читать легенду, как Константин, у него явно не получится. И в результате экипажу под номером 1 достались лишь вторые места в обеих гонках.

Прототип Mini Владимира Васильева и Константина Жильцова

Вообще тема передачи руля штурману в ралли-рейдах весьма и весьма популярна. И совершенно не важно, кем ты заявляешься в гонку: ты имеешь полное право сесть или за руль, или в кресло штурмана. Многие экипажи этим пользуются, меняясь местами, когда это необходимо или когда просто есть такое желание.

Тапио Лауронен на стартовом подиуме, который состоялся вечером 20 февраля в центре Сортавалы, сообщил, что он также собирается передавать руль своему 18-летнему сыну Тони — чтобы он набрался опыта в экстремальных условиях. Но затем от этой идеи отказался — слишком сложной оказалась трасса.

Вообще, что касается ралли-рейдов, то они отличаются от классического ралли несколькими основными моментами: линейностью движения, пересеченной местностью (в английском языке название дисциплины — Cross Country Rally), а также отсутствием предварительной прописи маршрута. Каждый экипаж перед стартом получает легенду с описанием маршрута и знакомится с ним уже в процессе движения по спецучастку.

Баха, хотя и входит этапом в Кубок мира по ралли-рейдам, по своей сути ралли-рейдом является не полностью. Маршрут Бахи относительно невелик (не более 400 км) и закольцован, т.е. старт и финиш находятся примерно в одном месте. К тому же в Карелии спецучастки проходили по дорогам, а не бездорожью. Именно поэтому Баха и давала преимущество раллийным пилотам. С другой стороны, сложность для них заключалась в том, что ехать приходилось «на видимость», без легенды, лишь по роуд-буку.

Марис Ниекшанс после завершения гонки и объявления предварительных результатов

Когда латыша Мариса Ниекшанса спросили о том, как ему удалось приехать в результате на первое место в зачете Кубка мира, он ответил: «Вся эта гонка, в принципе, — длинный спецучасток классического ралли. У меня очень большой опыт, и все свои знания, которые у меня есть, тут я могу применить. Считаю, поэтому такой нормальный результат. Как только мы заедем в пески на настоящий ралли-рейд, ребята меня тут же объедут».

В Российском этапе экипаж Марис Ниекшинс — Антон Николаев приехали вторыми, причем всего в пяти секундах за первым экипажем. Но затем, из-за проблем с лицензией пилота, экипаж был дисквалифицирован в чемпионате России, сохранив за собой лишь результат Кубка.

Обязательная проверка шин на соответствие после финиша спецучастка

Зато Константин Жильцов был недоволен маршрутом Бахи: «Хочется, чтобы все же ралли-рейды отличались от ралли, а то сначала Дакар превратили в ралли, теперь вот здесь… Мы, конечно, расстроены своим вторым результатом, но тем долгожданнее будет наша победа, которая не заставит себя долго ждать».

Владимир Васильев и Константин Жильцов выступали на прототипе Мини (стоимостью порядка 800 тысяч евро), на котором проехали огромное количество различных гонок, в том числе два Дакара (один из них, 2015 года, они завершили пятыми в абсолютном зачете). Не менее интересным был Фольксваген-прототип Мариса Ниекшанса, который строил для гонок не кто иной, как Жан-Луи Шлессер. Правда, что касается экипажа, то для него это был, скорее, промовыезд, связанный с испытанием автомобиля.

Прототип, построенный Шлессером для команды Нарт-тайм и испытанный на Бахе Марисом Ниекшансом

Вообще автопарк на Бахе был весьма и весьма любопытным. Всего на старт этапа Кубка автомобили выходили в трех основных категориях — Т1 (для прототипов), Т2 для автомобилей класса «Продакшн» и Т3 с формулировкой «для доработанных и облегченных автомобилей» — здесь едут багги. Есть еще четвертый класс — Т4, для грузовиков массой свыше 3,5 тонн, но в Карелию из-за слишком узких дорог его не привозят.

Автомобили участников перед официальным открытием Бахи в Сортавале

Кстати сказать, Владимир Чагин, презентовавший на Бахе «Северный лес» ралли-рейд «Шелковый путь», посетовал на это обстоятельство и предложил к следующему году расширить дороги, т.к. команда «КАМАЗ-Мастер» готова выпустить на старт несколько грузовиков. А для усиления интриги Владимир Чагин объявил об учреждении приза: сертификата на бесплатное участие в «Шелковом пути» для самого быстрого экипажа. Забегая вперед, скажу, что приз достался финскому семейному экипажу Лауроненов. Правда, было не похоже, что они сильно обрадовались, так как планов на «Шелковый путь» пока не строили.

Хочется отметить, что в Бахе принимали участие несколько прототипов, построенных на базе ГАЗелей, и один из них — экипажа Александра Кострукова и Евгения Павлова — в Кубковой гонке. Машина весом в 2300 кг и с двигателем 2,8 литра была далеко не самой быстрой в канале, тем не менее ребята были готовы побороться. И если бы не «умершая» перед СУ3 турбина, кто знает, каков был бы результат.

Помимо них на прототипах ГАЗелей выступали еще два экипажа, а четвертый — женский экипаж Татьяны Елисеевой и Елены Правдиной — на «Соболе».

Экипаж Татьяны Елисеевой и Елены Правдиной на стартовом подиуме Бахи

Хочется остановиться еще на одном автомобиле, представленном на гонке сразу в трех поколениях — G-Force Proto российского производства: более чем конкурентоспособной машине. Его строительством занимается компания G-Force, принадлежащая весьма именитому пилоту Борису Гадасину.

Первое поколение G-Force Proto

Второе поколение G-Force Proto NL

Третье поколение G-Force Proto NL+

Прототипы построены в соответствии с техническим регламентом, и каждое последующее поколение довольно серьезно доработано по сравнению с предыдущим. Их объединяют высокотехнологичная подвеска, мощные двигатели (V10 и V8 от Dodge Viper), продуманное пространство и полная герметичность салона, что для таких гонок, как ралли-рейды, весьма существенно. Изначально Борис Гадасин и сам планировал ехать Баху на последнем поколении прототипа G-Force Proto NL+, но в итоге на все три автомобиля поступили заявки в аренду от других экипажей, и Гадасин-строитель возобладал над Гадасиным-спортсменом. Как выяснилось — не зря: экипаж братьев Новиковых, выступавших на втором поколении прототипа G-Force Proto NL, приехал на третье место в Кубке мира, уступив Васильеву и Жильцову порядка 15 минут.

Братья Новиковы на финальном подиуме

 

Помимо традиционных призов было учреждено и еще несколько дополнительных. Руководство Карелии представило кубок губернатора Карелии в виде фигурки медведя, выполненной из карельского камня шунгита, который вручили самому быстрому экипажу в прологе — Марису Ниекшансу и Антону Николаеву. А генеральный партнер чемпионата России по ралли-рейдам компания G-Energy учредила приз самому выносливому экипажу «За адаптацию к любым условиям». На протяжении всего сезона на каждом этапе они будут выбирать один экипаж, наиболее соответствующий номинации, и награждать его сертификатом на продукт (масло G-Energy) и техническое обслуживание на весь 2017 год.

Этот приз получили также Тапио и Тони Лауренены — как раз за тот самый кульбит, о котором я рассказывала в самом начале этого материала.

Следующий этап чемпионата России по ралли-рейдам «Золото Кагана» состоится 20-23 апреля в Астраханской области.

Фотобонус

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ