Четвертая гонка ERC — четыре победителя

Ралли Азорских островов завершилось в эти выходные на архипелаге в Атлантическом океане. Самая удаленная гонка в серии этапов Чемпионата Европы по классическому ралли, тем не менее, собрала большое количество участников на старте. Вместе с гонщиками национального первенства Португалии и пилотами, играющими в зачет чемпионата Европы, на старт вышло 90 экипажей. Россияне были представлены в двух классах: Алексей Лукьянюк выступил в топовом RC2, сражаясь за «абсолют», а Николай Грязин — в моноприводном классе в зачете RC4, участвуя в чемпионате «юниоров».

Николай Грязин и Ярослав Федоров

Начнем с того, что три гонки, предшествующие Азорам, выиграли три разных пилота, но лидером ERC по-прежнему остается действующий чемпион Европы поляк Каетан Каетанович. Выиграв первый этап и пропустив второй, российский пилот Алексей Лукьянюк уверенно занимает вторую строчку турнирной таблицы.

Алексей Лукьянюк на старте сити-шоу — праздничной программы для жителей острова в Понта-Делгада

Чтобы представить характер спецучастков на Азорах, надо смешать ландшафт Ирландии, красоту Канар, грунт Эстонии и горные серпантины Швейцарии, опустить уровень дороги ниже обочины метра на два и сдобрить совершенно непредсказуемой погодой, которая будет вносить коррективы и смешивать все ваши планы постоянной сменой солнца на туман и ливень.

Гонку открыли россияне — выиграв квалификационные заезды, Лукьянюк был удостоен права первым выбирать стартовую позицию, чем он и воспользовался, стартовав 15-м, предоставив другим участникам «чистить» перед ним трассу.

Россияне же отличились и на самом первом СУ, влетев на скорости в каменный забор и потеряв на этом инциденте 12 секунд. Машина отделалась незначительными поломками, устранить которые получилось силами экипажа после финиша второго спецучастка. Выиграв после этого третий сецучасток, россиянин сумел пробиться в тройку сильнейших с отставанием лишь в 3,7 секунды от лидера дня Каетана Каетановича.

Живописные спецучастки Азорских островов Лукьянюк и Арнаутов успели проехать СУ 3 до того, как пошел ливень

Весь второй день соревнования все внимание было приковано к дуэли действующего чемпиона Европы Каетана Каетановича и Алексея Лукьянюка, которые поочередно боролись за секунды на трассах первой секции, но лидерами дня в итоге стали все же два Алексея.

Их тактика по выбору колес на вторую секцию оказалось выигрышной, именно поэтому Лукьянюк записал к себе в актив не только победу на четырех из шести спецучастках, но и дополнительные бонусные очки за выигранный день. Молодой Николай Грязин не смог завершить первую секцию пятницы — «поскользнувшись» в одном из поворотов, его автомобиль Peugeot 208 R2 получил не только повреждения передней левой стойки, но и потерял колесо.

Лукьянюк закончил день хоть и лидером, но не без приключений — во время перегона до сервис-парка в автомобиле экипажа зажглась аварийная индикация, показывающая наличие высокой температуры охлаждающей жидкости двигателя. «Бросились смотреть, в чем дело, оказалось, что шкиф генератора открутился и свалился. Все ремни осыпались и помпа перестала работать. Мы немного запаниковали и бросились чинить — приладили на место, а я придумал схему, чтобы шкиф не отваливался и держал ремень, чтоб крутилась помпа. Но ничего не сработало, из-за перекосов все разбилось», — пояснил Алексей.

Ошибки пилотирования доставили проблемы многим экипажам

В сервис экипаж доехал крайне аккуратно, накатом, стараясь не перегревать машину, но в то же время успеть заехать в ремзону в свою минуту.

Сервис-парк расположился прямо в порту — ремонт на фоне океана

Утро финального дня расстроило польских и латышских болельщиков — Каетан Каетанович теряет привод, а Ральфс Сирмацис из-за чересчур динамичного пилотирования лишается рулевого управления. В лидерах остается Лукьянюк, а следующий за ним чемпион Азорских островов Рикардо Моура отстает аж на 25 секунд. Отыграть такое португальцу было бы не под силу, но дома и стены помогают — на Ford Fiesta Лукьянюка и Арнаутова слетает патрубок турбины, и он заканчивает 14-й спецучасток на 30-й позиции! Починив на дорожной секции поломку, экипаж сотворил что-то невероятное, отыграв 21,2 секунды, умудряясь привезти по одной секунде с километра!

Тем не менее такой же подвиг на заключительном спецучастке повторить не удалось — медленный прокол колеса не позволил выиграть ни 16-й спецучасток, ни всю гонку. На Rallye Azores Airline впервые за долгие годы побеждает местный пилот, Лукьянюк получает максимум возможных для него очков, а Каетанович становится третьим — довольны все, и весь остров ликует.

Болельщики. В Португалии любят автоспорт

В моноприводном классе дела у Николая Грязина обстояли не лучшим образом — стартовав субботу по системе Rally2, Николай Грязин и Ярослав Федоров собрали весь букет проблем на заключительной секции: слетевший ремень генератора, замена его прямо на спецучастке, переворот через крышу, возвращение на трассу, снова слетевшие ремни, сломанный усилитель и подскочившая температура двигателя. Сход.

Николай Грязин и Ярослав Федоров не смогли закончить гонку

Таким образом, уже во второй гонке подряд двум сильнейшим экипажам ERC (Лукьянюка и Каетановича) не удается реализовать свое явное преимущество в скорости — в Греции они сенсационно отдали победу Ралфсу Сирмацису, на Азорах сделали подарок Рикарду Моуре.

Победители португальского этапа чемпионата Европы

Учитывая тот факт, что на следующую гонку в Бельгии не заявлены ни оба лидера, ни Ральфс Сирмацис, то, скорее всего, положение в чемпионате останется неизменным, и борьба будет идти за третье и четвертое места.

Положение пилотов в чемпионате Европы:

Каетан Каетанович (Польша) — 92
Алексей Лукьянюк (Россия) — 77
Ральфс Сирмацис (Латвия) — 41
Крейг Брин (Ирландия) — 38

«Ладога-трофи» принимает мото и велоучастников

Любители коварных болот и непролазных топей с 28 мая по 5 июня принимали участие в международном марафоне «Ладога-2016». Это соревнование уже в 20-й раз проходит в Карелии и Ленинградской области и собирает по-прежнему огромное количество желающих испытать себя и свою технику на бездорожье. Гонка, а лучше сказать, спортивное мероприятие, проходит раз в год, но готовятся к нему основательно почти целый сезон. В нынешнем году трофи-рейд «Ладога» принял в свои ряды новеньких — по бездорожью теперь по секундомеру соревнуются не только автомобили, мотоциклы, болотоходы и квадроциклы, но и велосипедисты.

По словам обывателей и частых участников трофи-марафона, «Ладога» — это не спорт, это люди! Здесь находятся занятия как для профессионалов, так и для любителей и даже обычных туристов. Организаторы готовят разнообразные трассы, которые не оставляют равнодушными ни одного искателя приключений и отдыха на природе. Сложные броды и каменистые кручи, глубокие коварные болота и лесные чащи — препятствия, которые ожидали участников в течение восьми гоночных дней.

Участники категории Sport ежедневно проходят специальные участки на лучшее зачетное время, и по сумме времен прохождения определяются победители. В зависимости от класса подготовки автомобилей категория Sport разделяется на разные группы, есть также и отдельный зачет для мотоциклистов.

Вячеслав Зейтунян, штурман экипажа № 306, победитель в зачете TR-3: «Каждый день у нас бывали своеобразные приключения. Один раз утопили машину, долго вытаскивали лебедкой, сэндтраками, хайджеком. Мой пилот — новичок, впервые на болоте, и после этого эпизода он уже был очень внимателен».

То, что озер и болот хватит на всех — не сомневайтесь! Приехать и утопить добровольно свою технику на «Ладогу» стремятся не только россияне, но и поляки, финны, казахи, белорусы, эстонцы и латыши. К примеру, большинство спецучастков в группе Moto Sport выиграл финский дуэт мотоциклистов Рейо Карппинен и Пекка Хойккала — эти спортсмены не первый год приезжают на «Ладогу» и являются одними из самых возрастных участников трофи-рейда: суммарный возраст дуэта — около 120 лет. Однако в первый же гоночный день преодоление брода вызвало у финнов проблемы с техникой, и, несмотря на блестящие результаты во всю последующую неделю, иностранные спортсмены остались за пределами призового подиума.

Если говорить о возрасте, то самым старшим на «Ладоге» является 78-летний Анатолий Викторов, известный каждому любителю автоспорта как «Турбодед». Участник 15-ти трофи-рейдов на «Ладоге», организатор самых крупных гоночных соревнований в Советском Союзе, Анатолий — живая легенда автоспорта. Год назад врачи приговорили «Турбодеда» к неподвижности, но спортсмен разработал собственную программу тренировок и не только встал с постели, но и вышел на старт 20-й «Ладоги» и прошел всю трассу до конца!

А самой юной участницей стала 9-летняя Алина Алексеева, выступившая штурманом в зачете Grand-Tourism Lite. Правила туристической категории, конечно, существенно отличаются от спортивных зачетов: «гранд-туристы», как их называют на «Ладоге», участвуют в квесте-путешествии, где им необходимо собрать ответы на заданные вопросы и, подставив их в формулу, вычислить координаты точки финиша. Экипаж Павла и Алины Алексеевых завоевал «бронзу» в зачете GT Lite.

Категория Adventure — «младшая сестра» спортивных зачетов, здесь нужно пройти дистанцию не быстрее всех, а просто уложившись в норматив. Именно здесь пробуют свои силы будущие участники чемпионата России по трофи-рейдам.

Недельный марафон сложно описать словами, его необходимо видеть! Но если скучно, нудно, но точно, то «Ладога-2016» это:

214 экипажей из различных стран и городов России и зарубежья
Судейский корпус и навигация — 23 человека
Служба безопасности — 6 человек
Врачи — 5 человек
Работники и водители, которые организуют базовые лагеря — 30 человек
Комендантская служба лагеря — 3 человека
Секретариат и хронометраж — 5 человек
Координаторы для решения абсолютно всех вопросов — 3 человека
Один руководитель пресс-службы и 76 журналистов, которые постоянно что-то у всех спрашивают.
Палатки организаторов и служб лагеря — 84 штуки
В базовом лагере ездит около 500 машин
Площадь базового лагеря — 10 кв. км
200 кг полиграфической продукции
10000 наклеек на автомобили
25 штук наград весом от 3 до 5 кг 
Вес награды «Командный дух» — 25 кг 
«Ладога» — это занятие для 2000 человек на 1,5 недели.

Как уже мы отметили выше, в этом году впервые на старт «Ладоги» вместе с «моторизованными» участниками вышли и велосипедисты. Их ожидали специальные участки, куда из соображений экологии запрещен въезд автомобилям и мотоциклам — прекрасные дюны «Ладоги» и удивительные водопады Юканкоски. Участники велозачета признались, что 8-дневный марафон — единственный такого рода в стране — стал очень сложным, но чрезвычайно увлекательным испытанием.

Борис Павлов, победитель зачета Velo Pro: «Просто проехать трассу зачета Velo, не борясь за призовые места, — это далеко не каждому по силам. Финиш здесь — это уже победа. Ежедневные многочасовые гонки на секундомер — это очень большая нагрузка, организм просто не успевает восстанавливаться, и с каждым днем усталость накапливается. Но сдаться и все бросить мне не хотелось ни разу. Хотя напутственные слова доктора “Ладоги”: “Мотоциклисты и велосипедисты, помните: вы не бессмертны” я вспомнил не раз».

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ