Российские флаги над Ле-Маном

В чемпионате мира по эндурансу и на марафоне в Ле-Мане в категории LMP2 уже который год традиционно принимают участие сразу две российские команды — SMP Racing и G-Drive Racing, но если G-Drive выступают на Oreca-Nissan, то SMP Racing — на прототипе собственного производства BR01.

Наверное, это самое важное, что можно сказать про успехи российского автоспорта сейчас и про значение программы SMP Racing в целом: подиум на самой знаменитой гонке мира — 24-часовом марафоне в Ле-Мане — завоевала именно машина, построенная российской командой для российских пилотов.

Автомобиль практически новый: впервые участие в гонках чемпионата по эндурансу прототипы BR01 приняли лишь в прошлом году. Приехать за год на подиум в Ле-Мане — дорогого стоит, мало кому такое удавалось.

В прошлом году SMP Racing завоевали победу на Ле-Мане в категории GTE Am на автомобиле Ferrari 458 GT3, но, конечно, это не идет ни в какое сравнение с новым достижением.

Фото из твиттера Виталия Петрова

«Этот подиум достался нелегко, но он является логичным продолжением нашей победы в прошлом году и работы в течение всего этого времени. Особенно приятно, что этот подиум завоеван на нашем, российском автомобиле — прототипе BR01. Это одно из важнейших достижений не только для команды SMP Racing, не только для нашей программы, но и для всего российского автоспорта», — сказал основатель и руководитель SMP Racing Борис Ротенберг.

SMP Racing — бронзовый подиум в гонке

На гонку в Ле-Мане SMP Racing выставили два прототипа BR01, дебютировавших в чемпионате в прошлом году. Собственно, эти же два прототипа едут и весь чемпионат, но в составе экипажей произошли некоторые изменения. Например, в этом году к команде присоединился Виталий Петров, и на старт Ле-Мана прототип под номером 37 вышел в таком составе — Виталий Петров, Кирилл Ладыгин и Виктор Шайтар.

Михаил Алешин, который в этом сезоне выступает в американском Индикаре, сумел найти окошко в своем расписании и дополнил экипаж № 27 Маурицио Медиани и Николя Минассяна. Так что и без того сильный состав пилотов SMP Racing еще более укрепился благодаря Виталию и Михаилу.

По итогам квалификации болиды № 27 и № 37 должны были стартовать на 14-й и 17-й позициях в абсолюте соответственно, что означало 6-е и 9-е положение на гриде LMP2. Но штраф, который заработал Медиани за недостаточное количество кругов, пройденных в квалификации, отбросил № 27 в конец пелотона, так что ребятам пришлось прорываться вперед из самого хвоста.

Главная ставка в гонке на выносливость была сделана именно на надежность техники, и результат показал, что команда не ошиблась. Оба прототипа завершили марафон без технических проблем и поломок, и именно стабильность машины позволила в том числе добиться искомого результата. При надежности техники следующей задачей перед пилотами стояло допустить как можно меньше ошибок, пусть и в ущерб скорости, с чем наши ребята справились на отлично. Так что третье место в классе в Ле-Мане для команды на практически новом автомобиле — прекрасный результат. И не случайный, а закономерный.

С другой стороны, и сама команда признает, что BR01 по средней скорости круга пока уступает некоторым соперникам: проблема заключается в недостатке прижимной силы и в отсутствии идеального сочетания веса и скорости. Но работа над этими параметрами идет безостановочно, и, скорее всего, если не к Нюрбургрингу, то к этапу в Мексике 3 сентября решение уже будет найдено.

К тому же в этом сезоне прототипы SMP Racing перешли на новые шины Dunlop (если вы помните, в прошлом году из-за санкций они, в отличие от большинства прототипов в классе, обувались в Michelin и теряли на этом приличное время с круга). SMP Racing также получили возможность их приобрести, но это привело к тщательному поиску правильных настроек, оптимальные из которых пока не были подобраны.

В команде высоко оценили работу всех пилотов, но отдельной похвалы удостоился Виталий Петров, который сумел быстро адаптироваться к новой и незнакомой технике и провел гонку именно на том уровне, который и ожидался от топ-пилота его класса. Виктор Шайтар и Кирилл Ладыгин, как опытные бойцы, нигде не подвели и сделали все, чтобы улучшить времена круга и подниматься с каждым часом все выше в общем зачете гонки. Михаил Алешин вместе с Медиани и Минассяном завершили гонку седьмыми в классе и одиннадцатыми в абсолюте, отыграв 44 позиции по сравнению со стартовым 55-м местом на гриде!

Конечно, молодцы вся команда. Если бы не механики, идеально отрабатывавшие пит-стопы, было бы потеряно лишнее время. Если бы не грамотная стратегия и тактика — не сумели бы найти идеального баланса задач на гонку, но все же большая часть в соревновании зависит от мастерства самих пилотов, и здесь наши ребята сделали максимум возможного и завоевали бронзовый титул в гонке. Это прекрасный результат!

G-Drive Racing — второе место в классе

Квалификация традиционно удалась экипажу № 2 Романа Русинова команды G-Drive Racing, который в гонке стартовал с поул-позиции для категории LMP2. В этом году Роман выступает на прототипе Oreca-Nissan вместе с немецким пилотом Рене Растом, который едет также в чемпионате Formula E, и англичанином Уиллом Стивенсом, выступавшем в прошлом сезоне за команду Manor-Marussia F1.

Но именно Уилл Стивенс допустил две ошибки, заработав 30-секундный штраф и минутный stop-and-go, которые, по сути, стоили экипажу первого места на подиуме. Другой экипаж команды на прототипе № 38 сошел уже в 10 утра воскресенья, вылетев с трассы после аварии с автомобилем класса GTE и разбив свой о гардрейлы. Механики старались «оживить» машину, чтобы выпустить ее на трассу, но это оказалось нереально.

За несколько минут до финиша 26-й экипаж был вынужден заехать в боксы еще на один пит-стоп: слишком высока была вероятность, что топливо закончится до клетчатого флага, решили не рисковать.

В итоге от первого места, которое завоевал экипаж № 36 команды Signatec Nissan на прототипе Alpine-Nissan, их отделяло всего 2 минуты 40 секунд.

На пресс-конференции команды Роман Русинов отметил, что последние годы значительно сократились отрывы между лидирующими экипажами, поэтому любая ошибка и любой технический просчет может привести к драматичным последствиям.

Однако экипаж G-Drive поступательно приближается к заветной мечте каждого гонщика, поднимаясь все ближе и ближе к заветной ступеньке. Желаем им в этом удачи!

Итоги абсолютного зачета

Старт 84-го по счету марафона «24 часа Ле-Мана» был дан по дождю. После сухого грида и стартовой процедуры над кольцом Сарте сгустились тучи и хлынул сильный дождь. Автомобили, которые еще стояли на стартовой решетке, нуждались в дождевой резине вместо сликов, старт был отложен.

Традиционно дать отмашку зеленым флагом на старте Ле-Мана — это большая честь, которой удостаиваются избранные. В этом году специальный бонус получил актер Бред Питт, но на старт был приглашен и Джеки Чан, который презентовал музею Ле-Мана прототип категории LMP3 команды, которую он поддерживал в прошлом сезоне.

Под автомобилем безопасности пилоты проехали почти час от всего времени гонки, и только после того, как дождь закончился и трасса высохла, желтые флаги сменились зелеными.

Что же касается общих итогов гонки, то, пожалуй, это был один из самых драматичных «Ле-Манов» за последние годы: Toyota TS050 Hybrid № 5 команды Toyota Gazoo Racing, лидировавшая в абсолюте практически всю 24-х часовую гонку, не выдержала марафона и остановилась на последнем кругу, подарив победу команде Porsche. Позже Toyota расскажет, что машина просто заглохла напротив боксов, полностью потеряв мощность, затем завелась и медленно завершила финальный круг, моментально потеряв все надежды на победу и подиум в Ле-Мане.

На самом же деле это был совершенно невероятный финал, когда последние несколько минут гонки, относительно спокойной и стабильной, что называется, «рабочей» и без особых сюрпризов, перевернули все с ног на голову и навсегда вошли в историю 18-й абсолютной победой Porsche — за все время существования Ле-Мана.

Казалось бы, все уже было предрешено. Последние минуты на питлейне царило относительное спокойствие. Экипаж № 5 на прототипе Toyota TS050 Hybrid лидировал практически всю гонку. Теоретически у второго экипажа Porsche, с разрывом в 18 секунд, какие-то шансы на победу оставались, пока за 10 минут до финиша у них не обнаружился медленный прокол и автомобилю не пришлось заезжать на внеплановый пит-стоп для замены резины. Впрочем, нагнать даже 18 секунд за пару оставшихся кругов уже было нереально, и все это понимали. Слишком уверенно шла Toyota. Команда из Штутгарта тихо переговаривалась в боксах, уже смирившись со вторым местом, на лицах людей в боксах Toyota светилась скрытая радость. Журналисты с камерами и микрофонами столпились в ожидании финиша около боксов японской команды, чтобы запечатлеть счастье от столь долгожданной победы и взять первые интервью. Экипажи заходили на последний круг.

Из оцепенения вывели невероятные крики комментатора: «Что это? Что происходит??? Toyota № 5 останавливается на стартово-финишной прямой, пропуская вперед экипаж Porsche!!!».

Кажется, что люди, видевшие происходящее на мониторах собственными глазами, поверили в случившееся, только услышав голос комментатора, и то не сразу и не до конца! Сложно себе представить, что творилось в боксах немецкой команды: крики радости, слезы счастья, объятия — и абсолютно гробовая тишина у Toyota, и лица людей, понявших, что они потеряли все то, к чему так долго шли. На лице у президента команды Тосио Сато не дрогнул ни один мускул, хотя в этот момент умирала его мечта о нынешней победе в Ле-Мане, победе, которая была так близко, всего в нескольких минутах: вот она, знаменитая японская выдержка. Европейцы же плакали, не стесняясь, в камеру: слишком велико было напряжение, слишком огромной оказалась цена этого Ле-Мана.

«Мы поздравляем Porsche с их победой. Сейчас у меня нет слов, чтобы описать наши сегодняшние чувства. У нас разбито сердце, но мы вернемся сюда еще более сильными и завоюем свою победу!» — сказал чуть позже Тосио Сато.

Дань мужеству и воле японской команды отдали все, кто присутствовал на автодроме. Пилоты команды Porsche и Toyota пили на подиуме шампанское из одной бутылки. Организаторы гонки написали на официальном сайте: «Победители — это те, кто никогда не сдается!».

Toyota и Ле-Ман: злой рок

История участия Toyota в гонке 24 часа Ле-Мана — это история глобального невезения, которое, казалось бы, должно было закончиться в этом году. В течение первого 15-летнего периода, который закончился в 1999 году, японской команде ни разу так и не довелось добиться победы, хотя подиумы и были на их счету. Но затем в 2012 году они вернулись с абсолютно новым автомобилем и полные решимости отыграться за все годы. 2012-й был «разгонным» годом, когда на трассе Сарте полностью господствовали Audi, и равных им не было.

Но в 2013-м Toyota уже в полный голос заявила свои претензии на победу, и несмотря на не очень высокую квалификацию (4-е и 5-е в абсолюте после трех экипажей Audi), сумела подняться по итогам гонки до второго места на подиуме, уступив победу лишь непревзойденному Тому Кристенсену. В состав призового экипажа входили Себастьян Буэми, Стефан Сарразан и Энтони Дэвидсон.

Зато в 2014-м японская команда продемонстрировала лучшее время в квалификации и стартовала с поула, правда, финишировать сумела лишь на третьем месте — и снова на подиум поднялись Себастьян Буэми, Энтони Дэвидсон, а Стефана Сарразана сменил Николя Лапьер. Хотя Toyota и не «взяла» Ле-Ман, зато стала первой по итогам всего чемпионата WEC. Конечно, это было слабым утешением: даже победа в целом чемпионате не может сравниться по своей ценности в победой в Ле-Мане.

Поэтому в 2015 году японцы, стремясь все же одержать победу в Ле-Мане, немного перемудрили и построили очень сложную, но довольно капризную машину, и, как показал опыт, перестарались. Результаты 24-часов Ле-Мана 2015 года хотелось забыть как можно скорее: лучшим стало лишь 6-е место экипажаToyota Racing под номером 2, а Буэми, Дэвидсон и примкнувший к ним Казуки Накадзима вообще оказались восьмыми и последними в категории LMP1.

Разочарование пошло Toyota на пользу: решив не экспериментировать с новыми и необкатанными технологиями, к 2016 году они построили простую и надежную машину, которая показала себя с отличной стороны, сначала приехав на второе место на подиуме в Сильверстоуне, а затем и вовсе выиграв поул-позицию во время квалификации в Ле-Мане. И сейчас экипаж Toyota № 6 в составе Стефана Сарразана, Майкла Конвея и Камуи Кобаяси уверенно держит по очкам третье место в абсолютном зачете с минимальным отрывом в одно очко от Audi.

Но, как я говорила, Ле-Ман всегда стоял особняком от чемпионата и ценился намного выше. Победа здесь всегда была знаком качества для автомобиля и пилотов, она приносит самый главный титул в автоспорте.

Несмотря на не слишком высокую квалификацию, в течение гонки Toyota безусловно лидировала, лишь несколько раз уступая первую позицию соперникам. Благодаря экономичности новых двигателей и продуктивности новой гибридной системы, им удавалось во время смены до дозаправки проезжать на один круг больше, чем другим командам, и это и помогло сэкономить те секунды, которые и вывели их к концу гонки на первое место.

Безусловно, не обошлось и без проблем: в начале гонки экипаж № 5 был вынужден остановиться на внеплановый пит-стоп из-за сильной вибрации, которая шла от колес. Проблему обнаружили, устранили, и машина вернулась на трассу. Ближе к концу у экипажа № 6 произошел контакт с круговой машиной, и им пришлось заехать на пит, чтобы заменить поврежденную деталь кузова. Однако команда продолжала сохранять лидерство.

И вот в тот момент, когда столь долгожданная победа была уже в руках у № 5 (Дэвидсон, Буэми и Накадзима), умирающая машина перечеркивает все шансы, более того, экипаж № 5 даже не классифицируется по итогам гонки, так как по регламенту требуется пересечь финишную линию не позже чем через 6 минут после финиша первого экипажа.

И снова вторые (Toyota №6), в пятый раз вторые и в шестой раз на подиуме за 18 лет участия в Ле-Мане! Действительно, такой удаче не позавидуешь.

Удивительно, но Ле-Ман, как капризная женщина, всегда сам выбирает своих победителей. В этом году там, помимо Toyota, рухнула еще одна мечта о победе. Марк Вебер, ставший чемпионом мира в серии WEC в прошлом году, любимец публики и журналистов, лидер экипажа Porsche № 1, в эти выходные вновь остался без столь желанного титула, к которому стремится уже три года. Проблемы с системой охлаждения на их гибридном Porsche 919 стали причиной длительной технической паузы и потери любой надежды на хороший результат на кольце Сарте. В итоге финиш лишь на 13-м месте в абсолюте и на 5-м в категории LMP1.

Зато Ромейн Дюма, Нил Йани и Марк Либ на Porsche 919 Hybrid № 2 с поставленной задачей справились. Они доехали до финиша и сумели стать первыми, набрав двойные очки Ле-Мана и поднявшись на первую строчку в зачете пилотов после трех этапов чемпионата, почти вдвое опережая по сумме баллов ближайших соперников, экипаж Audi.

Что же касается Audi, то это была не их гонка, хотя в итоге они и заняли третью ступеньку подиума. Впрочем, если бы не драматичный сход Toyota, подиум им бы и не светил совсем.

Следующий этап Чемпионата мира по эндурансу состоится 24 июля на трассе Нюрбургринга.

Фотобонус

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ