В начале 2017 года в Москве запустили систему для выявления самых злостных нарушителей скоростного режима. Спустя два летних сезона автоинспекция рассказала, сколько «гонщиков» удалось поймать на столичных улицах.

Камеры на московских улицах умеют распознавать несколько десятков видов нарушений. Объединяет их все одно: в качестве наказания водителю можно лишь выписать штраф, причем по нижней границе прописанной в КоАП «вилки». А вот отправить материалы в суд и лишить прав – нельзя. Даже если такая санкция и прописана в законе наряду с денежным штрафом. Это позволяет любителям нажать на газ отделываться только слегка похудевшим кошельком, хотя, поймай их патруль ДПС, можно было бы расстаться с правами.

Для устранения этого пробела в городе создали и запустили систему «Пит-стоп». Вся распознанная камерой информация (государственный регистрационный знак машины нарушителя, его скорость, рядность и траектория движения) передается не в автоматизированный центр обработки нарушений, а патрульному экипажу. И тот уже предпринимает действия для задержания лихача и составления протокола, дело по которому передается в суд. Ловить таким способом за незначительные прегрешения необходимости нет, только «по-крупному». Напомним, что российский КоАП предусматривает лишение прав в качестве альтернативы денежному штрафу при превышении скорости на 60-80 км/ч (на срок от четырех до шести месяцев) или более чем на 80 км/ч (на полгода), а также в случае повторного нарушения (уже на год).

Передавать данные просто ближайшему экипажу в большинстве случаев бессмысленно. Как узнать маршрут нарушителя после проезда камеры? К тому же, стоит ему остановиться до поимки, и доказать факт его присутствия за рулем в момент превышения скорости уже будет невозможно. Поэтому для «Пит-стопа» был разработан свой алгоритм. Экипаж ДПС с помощью нетбука со специальным программно-аппаратным комплексом «Барс» подключается к конкретной камере. С этого момента данные о нарушителе идут не в автоматизированный центр, а в патрульную машину, которая стоит в нескольких сотнях метров от комплекса видеофиксации. При таких условиях гаишники с практически 100%-ной вероятностью могут остановить лихача.

Разработчики особо отмечают, что при работе «Пит-стопа» исключается дублирование наказания, когда на автомобилиста составляет протокол экипаж ДПС, а позже ему приходит по почте «письмо счастья» со штрафом за это же нарушение.

Сейчас на всю Москву существует всего полсотни комплектов оборудования для работы с «Пит-стопом». Плюс недостаток людей: в системе МВД несколько лет идут масштабные сокращения, касающиеся и ГИБДД. В результате для «полевой» работы инспекторов не хватает. Потому и результаты новой системы можно назвать скромными. Однако они есть. По данным автоинспекции, за девять месяцев 2017 года («Пит-стоп» заработал весной прошлого года) был составлен 71 протокол за значительное превышение скоростного режима. За апрель-сентябрь текущего года «улов» больше – 93 нарушителя.

Наверное, можно было бы добиться и больших цифр, но вопрос в том, каких ресурсов это потребует. Подключаться к произвольной камере в надежде, что под ней промчится «гонщик», непродуктивно. Инспекторы выбирают для «Пит-стопа» очаги аварийности, где причиной ДТП становится скорость, и места, где чаще всего отмечаются факты циничного пренебрежения ПДД. Таких мест не слишком много. Да и самих любителей погонять в мегаполисе отнюдь не тысячи.

Заметим, что даже резонансные случаи нарушений и аварий далеко не всегда сопровождаются превышением скорости на 60 и более километров в час. Тут важнее сам факт того, что подобная система есть и функционирует. Быть может, кого-то это заставит задуматься. Главное, чтобы инициатива не сошла тихо на нет, как это уже случилось раньше с идеей скрытых патрулей ДПС на улицах. Впрочем, есть и те, кто придерживается противоположного мнения.

«Любителей погонять в Москве гораздо больше, чем их ловят на самом деле. Я уверен, что эти 90 человек можно поймать не за полгода, а за сутки. Если бы результаты были более впечатляющими, возможно, мы бы меньше слышали о подобных ДТП. Но многое упирается как в технические возможности, так и в количество инспекторов ГИБДД. Их сократили, а для составления протокола нужен как раз полицейский», — полагает адвокат Марат Аманлиев.

Напомним, что сейчас на дорогах Москвы работает больше полутора тысяч камер видеофиксации нарушений, и их количество постоянно растет. ЦОДД нашел исполнителя для увеличения эффективности системы: в ближайшее время около трети камер перевесят на новые места. Вместо части убранных появятся активные муляжи.