Узнаем, какова протяженность дорог различных категорий, во сколько обходится их содержание, могут ли они приносить прибыль.

Общая протяженность автомобильных дорог в нашей стране по состоянию на 2016 год составляла 1,66 миллиона километров. Из них на дороги с твердым покрытием приходится только 1,16 миллиона. Такие данные приводит Росстат. На грунтовые трассы федерального, регионального или межмуниципального значения приходится 7,3% от общей протяженности. Но что гораздо важнее, 28,2% сельских населенных пунктов страны вовсе не имеют дорог с твердым покрытием для связи с основной сетью! Великая держава, XXI век.

В прошлом году Росавтодор отчитался о вводе в эксплуатацию 230,7 километра построенных с нуля или реконструированных магистралей, еще около 39 тысяч километров приведены в нормативное состояние. В этом году ведомство намерено завершить работу еще над 146,6 километра дорог. Вот только очевидно, что этой работы недостаточно, так как по плотности автомобильной сети Россия уступает не только развитым странам, но и многим соседям из СНГ. Лидирует по этому параметру Япония, где на 1000 квадратных километров территории приходится 3250 километров дорог, из них 80,9% – это трассы с твердым покрытием. Второе место занимает Франция с результатом 1932 километра, замыкает тройку лидеров Великобритания (1733 километра). Причем в двух последних странах доля дорог с твердым покрытием достигает ста процентов!

В Молдове, где твердое покрытие досталось 94,7% магистралей, на тысячу квадратных километров приходится 317 километров дорог. Следом идут Украина и Армения, где на тысячу «квадратов» построено 283 и 254 километра дорог соответственно. При этом асфальтом покрыты 97,8% транспортных артерий в Украине и 78,6% в Армении. Россия пропустила вперед также Айзербайджан и Таджикистан. В нашей стране на каждую тысячу квадратных километров приходится только 87 километров дорог, из которых твердое покрытие уложено только на 70,6%.

Согласно утвержденной в 2017 году госпрограмме «Развитие транспортной системы» заложен трехкратный рост темпов строительства и реконструкции транспортных артерий страны. В документе говорится, что протяженность федеральных трасс, соответствующих нормативам, должна вырасти с 40,9 тысячи километров в прошлом году до 45,9 тысячи километров в 2021-м. Правительство готово выделить на адресные проекты регионам до 48,9 миллиарда рублей в период с 2017 по 2020 годы.

Утверждена и стоимость ремонта и обслуживания дорог. Так, содержание однополосной трассы низшей, пятой категории обойдется казне в 806 000 рублей за километр, ремонт оценивается в 4,7 миллиона, а реконструкция – в 12 миллионов рублей за километр. Для расчета стоимости эксплуатации для других категорий магистралей применяются повышающие коэффициенты. В итоге содержание трассы первой категории обойдется бюджету в 4,7 миллиона за километр, ремонт стоит 47,2 миллиона, а реконструкция – 126,3 миллиона рублей. Это, например, шоссе М4 «Дон», М2 «Крым» и М9 «Балтия» в тех местах, где они носят статус автомагистралей.

В этом году на содержание и ремонт магистралей из федерального бюджета заложено 293,87 миллиарда рублей, в следующие два года объем финансирования превысит 300 миллиардов. Кроме того, порядка 20 миллиардов рублей ежегодно выделяется на развитие сети региональных, межмуниципальных и местных дорог.

Законом установлен «межсервисный интервал» для каждой категории дорог. Магистрали низших категория можно ремонтировать через пять лет, а капитальный ремонт производить не ранее, чем через десять лет. Для высших классов межремонтные сроки установлены на уровне 12 и 24 года. Если же покрытие придет в негодность раньше, то, в теории, подрядчик обязан устранить все недостатки за свой счет по гарантии. Как это будет действовать на практике, пока непонятно.

Цифры внушительные. Но в исследовании Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ говорится, что это еще не самые большие суммы, которые государства тратят на обслуживание дорожной сети. В частности, в Германии на строительство и реконструкцию одного километра полосы власти тратят, в пересчете на российскую национальную валюту, от 5,2 до 348,5 миллиона рублей. В среднем выходит 81,2 миллиона. В США тот же показатель равен 127,05 миллиона, в Канаде – 163,9 миллиона. Российским же налогоплательщикам один километр полосы стоит 58,8 миллиона рублей. Так что, отмечают эксперты, среднеарифметическая цена российских дорог в 1,4 – 2,8 раз меньше, чем в других странах с похожим климатом.

Правда, здесь стоит уточнить, что в западных станах давно уже отказались от асфальтовых дорог, а все транспортные артерии строятся из бетона. Этот материал прочнее, лучше выдерживает нагрузки, да и служит не в пример дольше. Укладка подобных транспортных артерий требует строгого соблюдения технологии, сама цементно-бетонная смесь и оборудование для работы с ней обходятся дороже. И это – одна из основных причин, по которым в Германии, США и Канаде магистрали выходят настолько дороже. Кроме того, в этих странах строго соблюдаются стандарты качества. Дорожники знают, что за «халтуру» придется платить рублем, а все недочеты в течение гарантийного периода придется исправлять за свой счет.

Напоследок – о прибыли. Платные дороги, находящиеся в ведении «Автодора», в 2017 году принесли 8,9 миллиарда рублей. Их суммарная протяженность по стране достигла 815,6 километра. Система «Платон», собирающая плату с большегрузов за проезд по федеральным трассам, с ноября 2015 года по май 2018-го принесла 47 миллиардов рублей. Как гласит официальная статистика, за счет этих средств отремонтировали 1,7 тысячи километров дорог.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ