Давеча по информационному пространству пополз слушок: компания Apple, мол, всерьез впряглась в создание собственного автомобиля и вовсю занимается вербовкой специалистов и заключением соглашений с субподрядчиками. Разумеется, ребята из Купертино официально от этого всего открещиваются, но дыма без огня не бывает. Разработку iPhone они, помнится, тоже отрицали до последнего. Так что вопрос на самом деле в другом: перевернется ли мир после появления iCar (пусть он будет называться так), или останется стоять как стоял? Попробую пованговать.

Оставим шутки про то, что парковать «ябломобили» можно будет только на совместимых с ними местах. Удержимся от зубоскальства о единственно доступных колесных дисках (ибо зачем могут быть нужны другие?) и не станем потешаться над платным подогревом сидений дольше 10 минут в день. Даже если это все будет именно так, на привлекательности продукта оно не скажется, как не сказываются аналогичные выкрутасы на продажах айфонов и макбуков. Сконцентрируемся лучше на вещах более приземленных.

Судя по тому, что сейчас известно, «яблочко» будет катиться самостоятельно и на электротяге. Кто-то удивлен? В том-то и дело, что нет! В эпоху состоявшейся «Теслы» и кучи автономных прототипов от Mercedes и Volvo до Google и Rinspeed концепция электрокара с автопилотом — вещь очевидная и сама собой разумеющаяся. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что лет через пять-десять такие аппараты можно будет свободно покупать и невозбранно использовать на дорогах общего пользования. Если, конечно, к тому времени будут решены проблемы с законодательством: индустрия сейчас упирается именно в него, а не в технологии.

Но от Apple традиционно принято ждать прорывов, сотрясания устоев и прочих революций. Их машина должна быть даже не летающей! Она должна уметь телепортироваться, готовить ужин, гулять с собакой, а пока стоит ночью в гараже — писать сценарий новой трилогии «Звездных Войн» и работать над теорией струн. Она должна предложить пользователю (этот термин, пожалуй, корректнее, чем «водитель») что-то принципиально новое. Но проблема в том, что ничего нового и притом пригодного для серийного выпуска сегодня практически не изобретешь.

Apple сунулась в среду куда более конкурентную, чем когда-либо в своей практике. Крупных автомобильных компаний ведь гораздо больше, чем производителей компьютеров или телефонов. Опять же, у многих из этих компаний более чем вековая история — и на всем ее протяжении они только и делали, что пытались обскакать конкурентов и удивить покупателя. Посмотрите, сколько концептов появляется каждый год: десятки свежих идей, от гениальных до безумных. Чтобы с наскока вздрючить рынок, яблочникам нужно реализовать хотя бы десятую их часть.

Кто-то скажет — а как же Tesla? Ребята вон собрались и соорудили, возможно, главный автомобиль десятилетия. Да, все верно — как говорится, не зассали и сделали. И через пять лет будут задавать тон именно в том сегменте, куда, судя по всему, нацеливается Apple. Но тут еще вот какой момент есть: Tesla разгонялась (и разгоняется) довольно плавно. Умопомрачительный Model S появился не сразу, а после тщательной обкатки электрической начинки на откровенно нишевом Tesla Roadster, по сути представлявшем собой перелопаченный Lotus Elise. Это правильно и здорово для компании, начинающей с нуля, а вот Apple себе такого позволить не может в силу статуса и амбиций.

Итак, предположим, что никаких инноваций в чистом виде iCar предложить не сможет. Пусть это будет электромобиль с запасом хода километров в 800, с трехсекундным разгоном до сотни, с просторным за счет умной компоновки салоном, с автопилотом и интеграцией в городские информационные сети — чтобы, например, самостоятельно ехать на свободное парковочное место или подстраиваться под светофорные циклы. Звучит очень круто, но все эти идеи и технологии уже существуют, а значит — к моменту выхода «яблокара» на рынок, скорее всего, будут задействованы в других машинах. В той же Tesla Model SS, например. Или как она там будет называться.

Пусть подопечным Тима Кука удастся все это замечательно и органично реализовать — в результате получится отличный суперсовременный автомобиль. Но чего-то не хватает, да? Правильно, wow-эффекта! Который Apple во многом достигает за счет дизайна. И тут вопрос парадоксальным образом упирается в стоимость продукта. Смотрите: «яблоки» всегда выглядят безупречно, но при этом подчеркнуто просто и даже аскетично. Это хорошо для гаджетов, но может не сработать с автомобилем стоимостью, скажем, в 70 тысяч долларов — меньше за него наверняка не попросят! И за эти деньги человеку, скорее всего, захочется чего-то большего, чем просто высоких технологий. Да, сейчас пресловутая Tesla предлагает именно это, и богатым гаджетоманам пока хватает. Опять же — в частности из-за эффекта новизны и желания быть на острие прогресса. И гаджетоманов этих, кстати, не так чтобы несметная армия: на данный момент всего около 60 тысяч по всему миру.

Для Apple такие масштабы — и не масштабы вовсе. Им мир надо покорять. А значит, iCar должен быть относительно доступным и регулярно мозолить глаза всем подряд, чтобы эти «все подряд» дружно им восхищались и люто завидовали человеку, сидящему внутри. Но доступная продукция с яблоком на логотипе, как мы знаем, бывает только китайской и чаще всего снабжена выдвижной антенной и разъемом на две SIM-карты. А накопить на айфон или взять кредит на макбук — это, согласитесь, не машину купить вдвое дороже, чем у конкурентов. Тут одной магией бренда и фирменным дизайном не возьмешь.

Был бы жив товарищ Джобс — я бы поставил на то, что iCar все-таки будет телепортироваться и готовить бутерброды. Но когда нас последний раз удивляли новинки Apple? В эру A.J. (After Jobs), пожалуй, никогда. Так что успех или крах будущего автомобиля, если он действительно появится, будет всецело зависеть от жадности компании. Если я угадал с концепцией и если Apple вопреки обыкновению не заломит ценник — черт его знает, может и получится. Но революций, похоже, ожидать в любом случае не приходится.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ