У ассоциации «Российские автомобильные дилеры» есть предложения, как сделать вторичный рынок автомобилей более прозрачным, защитив покупателей от мошенников и просто нечистых на руку продавцов.

Всем известно: покупка машины «б/у» – это в немалой степени риск и лотерея. Кому-то везет, кому-то нет, и он становится обладателем автомобиля с букетом проблем. Сделать рынок абсолютно безопасным и честным, пожалуй, невозможно, но попытаться приблизиться к идеалу можно.

Первые шаги в России уже сделали. Сайт ГИБДД позволяет проверить автомобиль по VIN на предмет истории учета, участия в ДТП, нахождения в розыске или наличия ограничений на регистрационные действия. На портале Федеральной нотариальной палаты есть реестр имущества, находящегося в залоге. Также запущен портал «Автокод», о возможностях которого мы уже подробно рассказывали.

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) хочет пойти дальше и побороть одну из главных уловок мошенников – корректировку пробега машины перед продажей. Организация планирует предложить Госдуме законопроект, которым будет предусматриваться ответственность за это деяние, а само оно попадет в разряд преступлений. Президент РОАД Владимир Моженков пояснил, что неправильное представление о реальном пробеге автомобиля у нового владельца несет угрозу безопасности.

«Автовладелец делает ТО-3 или ТО-4, тогда как нужно делать ТО-6, ТО-7 или ТО-8. Это совсем другие регламентные работы. В результате у машины начинает что-то отваливаться и отказывать в пути. А неисправные автомобили – одна из причин огромного количества автодорожных аварий. И такие условия создаются мошенниками, которые скручивают спидометры с целью личного обогащения», – рассказал он.

Проблема действительно носит массовый характер. Скручиванием пробега не брезгуют ни частники, ни безымянные автосалоны-перекупщики, ни крупные площадки «с именем». Однако депутат Госдумы Вячеслав Лысаков сомневается, что наказание в законе появится. Сейчас идет процесс декриминализации Уголовного кодекса, смягчения его статей. Так что рассчитывать на серьезные кары за корректировку показаний одометра не стоит. Поэтому есть все шансы, что махинации на вторичном рынке в нашей стране так и окажутся ненаказуемыми.

В теории обезопасить себя можно и сегодня, вписав строку о гарантии честности продавца в договор купли-продажи. Только вот вряд ли мошенник согласится на это. А при выявлении обмана придется обращаться в суд, доказывать вину и умысел предыдущего владельца, что потребует изрядного количества времени и дополнительных трат.

Также РОАД лелеет надежду искоренить так называемых перекупщиков – частников, перепродающих десятки автомобилей в год, не платя со своей деятельности налоги и не неся никакой ответственности перед покупателем. Они сродни «бомбилам» в сфере такси с той лишь разницей, что с ними борьба еще не началась. Ассоциация готовит соответствующий законопроект, однако подробности о нем пока неизвестны.

Самым очевидным методом борьбы видится установление ограничения на количество автомобилей, которые может продать частное лицо за год. Если оно превышено, то с точки зрения закона человек становится предпринимателем, от него потребуют зарегистрировать свою деятельность и платить налоги. В РОАД изучают опыт других стран, где аналогичные лимиты существуют. Вероятно, для реализации ограничения потребуется дополнительный контроль со стороны органов регистрации ГИБДД и налоговой инспекции.

Ранее СМИ растиражировали идею РОАД о якобы готовящемся запрете на продажу подержанных автомобилей с рук. Предлагалось проводить все сделки исключительно через официальных дилеров или иные зарегистрированные площадки. Реакция людей была предсказуемой – негативной. Введение обязательного посредника как минимум повысило бы цены на рынке, ведь ему нужно тратиться на зарплату сотрудникам, аренду помещения и т.п.

В результате ассоциация РОАД выпустила опровержение: дескать, журналисты неправильно поняли, и никакого запрета не планируется. Об этой идее действительно ничего больше не слышно, но мы склонны думать, что объединение дилеров все-таки планировало протолкнуть нечто подобное. Но, увидев реакцию, предпочло на время забыть о своей инициативе.

Еще одно направление работы РОАД – создание «Национальной базы данных автомобилей». В ней будут собраны все необходимые потенциальному покупателю сведения: год выпуска, количество владельцев и регламентных технических обслуживаний, информация о гарантийных ремонтах, страховых случаях, дилерах, у которых производился ремонт, информация о нахождении в залоге или покупке в кредит. Предполагается, что при каждом обращении к официальному дилеру по каждой машине будут фиксироваться показания одометра и вноситься в базу.

Частично сведения уже можно найти в базе «Автокод», но пока там не хватает именно дилерской информации об обслуживании и пробеге автомобиля. Предполагается, что общедоступным продукт РОАД станет в начале 2017 года. С этого же момента система начнет наполняться сведениями о машинах. Обращение к ней может стать платным даже для частников, однако вряд ли кто пожалеет несколько сотен рублей, дабы получить полезные сведения о покупке стоимостью несколько сотен тысяч, а то и миллионов рублей.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ