За ушедший год российские законотворцы приняли немало поправок к законам, касающимся автомобилистов. Большая их часть начнет действовать в этом году. Вспоминаем все ключевые изменения.

Одним из наиболее заметных изменений станет появление госномеров нового формата. Для этого чиновники доработали ГОСТ 50577-2018 «Знаки государственные регистрационные. Типа и основные размеры. Технические требования».

Больше всего нововведению должны радоваться мотоциклисты, а также владельцы японских и американских автомобилей. Первые – потому что на импортных байках стандартная площадка значительно меньше выдаваемой сегодня «лопаты», вторые – потому что форма на площадке вовсе не совпадает с номером. Сверлить «жестянки» нельзя, и в итоге обоим категориям водителей приходится подолгу придумывать, как бы надежно установить номер и не попасть на штраф. В новом стандарте продуманы эти вопросы.

Кроме того, отдельные типы регистрационных знаков появятся для макси-скутеров, квадроциклов, спортивных и ретро машин, а также специальные номера для мотоциклов работников дипмиссий. Последние будут выделяться красным цветом, также как и автомобильные.

Изначально планировалось, что изменения вступят в силу с 1 января 2019 году, однако в Госавтоинспекции попросили сдвинуть срок на 4 августа, когда начнет действовать новый порядок регистрации транспортных средств. С этой же даты ГИБДД перестанет выдавать регистрационные знаки, владельцам придется самостоятельно обращаться в частные фирмы и делать номера в соответствии с документами. Сколько будет стоить услуга у частников, пока непонятно, но власти обещают контролировать ценовую политику. Зато можно будет сэкономить на пошлинах, которые будут отменены.

А вот оставить себе номер от предыдущего владельца уже не получится, если он зарегистрирован в другом регионе. МВД выступило с предложением отменить поправки 2013 года, которые подразумевают возможность регистрации транспортных средств в любом регионе с сохранением номеров. Иными словами, теперь нельзя купить машину, например, во Владимире и оставить местные знаки, если новый собственник живет в Нижнем Новгороде. При этом поставить технику на учет все еще можно в любом отделении ГИБДД по всей стране. Авторы идеи полагают, что возвращение к старой практике позволит лучше прогнозировать развитие регионов, рост автопарка и состояние улично-дорожной дисциплины.

Зато сами номера можно сохранить за собой в течение года. Напомним, ранее срок хранения знаков в Госавтоинспекции не превышал 180 суток. Но если автомобиль приобретается у дилера (или в аккредитованном автосалоне), то все гораздо проще. Покупателю вообще не придется ехать в Госавтоинспекцию, все документы подготовит продавец, он же сделает номера. Для учета компаний, имеющих право выполнять функции гаишников, будет создан специальный реестр. Полный их список будет опубликован на сайте ГИБДД.

Кроме того, покупатели транспортных средств наконец смогут на законных основаниях купить «красивый» номер, для чего власти организуют аукционы. Правда, пока не очень понятно, кто и как именно будет проводить торги и определять, «блатной» это номер или нет. Но чиновники отмечают, что нововведение появится до конца этого года.

Не обошли законотворцы вниманием и сами документы на транспортные средства. Так, на выпущенные на территории России и ввезенные автомобили и мотоциклы начали выдавать ПТС не в привычном бумажном, а в электронном виде. Подготовка на переход к электронному документообороту велась с 2014 года, но сроки введения закона несколько раз переносились из-за того, что в других странах, также участвующих в проекте, не успели подготовить оборудование.

В электронном паспорте будут содержаться не только данные о транспортном средстве и его владельце, но также информация о техосмотре и полисе ОСАГО, залоговых ограничениях на технику и авариях. Документы в бумажном виде, выданные ранее, продолжат действовать, но каждый желающий сможет добровольно обменять паспорт на электронный.

Доработан и закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. В частности, с 1 апреля 2019 года КБМ (коэффициент бонус-малус, от которого зависит размер скидки на страховку) будет рассчитываться раз в год. Если же к этому сроку в информационной системе РСА будет числиться несколько значений, то водителю автоматически присвоят самый низкий из них.

Вся накопленная водителем история станет сохраняться. В этом случае он не лишится честно заработанной скидки при длительном перерыве в вождении. Напомним, сегодня, если водитель в течение года и более не оформлял договор со страховой, то его коэффициент обнуляется. Авторы инициативы уверены, что система позволит исключить возможность «задвоения» КБМ и снизит риск ошибок при его применении, ведь с течение года скидка пересчитываться не будет. Юридическим же лицам присвоят единый КБМ для всех автомобилей в парке.

Сами расчеты обещают сделать более прозрачными, а число различных коэффициентов сильно расширить. С 1 сентября страховщики откажутся от коэффициента мощности транспортного средства при расчете стоимости «автогражданки». Еще при заключении договора страховщики отныне пользуются 58 различными градациями возраста и стажа водителя (ранее было четыре). Самой опасной категорией признаны молодые водители в возрасте до 21 года, для них будет применяться надбавка 1,87 (ранее было 1,8). Ну а наиболее безопасными водителями в Банке России считают автомобилистов старше 59 лет со стажем вождения от шести лет. Для них станет применяться коэффициент 0,93.

А еще в этом году ждем выхода мобильного приложения для оформления мелких аварий. С ним лимит выплаты по европротоколу, как ожидается, увеличат с нынешних 100 000 рублей до максимальных по ОСАГО 400 000 рублей. Наверняка будут новшества и в КоАП. Как минимум одно: нештрафуемое превышение скорости снизят с 20 км/ч до 10 км/ч.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ