Страховщики в который раз говорят об ОСАГО «с человеческим лицом». На сей раз автомобилистам обещают направление на ремонт, за который не придется доплачивать из своего кармана.

Изменения в системе ОСАГО за последние пару лет уже не укладываются в объем одной статьи. Самыми важными для водителей следует назвать значительное увеличение лимитов выплат (до 400 тысяч по «железу»), введение единой методики расчета возмещения и составление каталогов запчастей и работ с фиксированными ценами. Позитивные цифры в отчетах не заставили себя ждать. К примеру, Российский союз автостраховщиков (РСА) отчитался о значительном росте средней выплаты, которая по ОСАГО оказалась даже больше, чем по каско. Однако автомобилистам приходится платить за это чуть ли не вдвое дороже: полисы изрядно подорожали.

Очередной шаг навстречу застрахованным может случиться уже в этом году. РСА совместно с Центробанком (он, как известно, выполняет роль регулятора отрасли) готовят поправки в закон об ОСАГО, устанавливающие приоритет возмещения ущерба в виде направления на ремонт перед денежной выплатой. Разберемся в новшестве досконально.

Уже сегодня автовладелец, признанный потерпевшим в ДТП, вправе выбрать способ получения компенсации: деньгами или «путевкой» в сервис. Правда, в обоих случаях страховая компания произведет расчет с учетом износа машины. Если наличными можно распорядиться по своему усмотрению (хоть не ремонтировать автомобиль вовсе), то мастерской придется заплатить за работу в полном объеме. Во втором случае разницу между реальной стоимостью восстановления и суммой, полученной от страховщика, придется вынуть из собственного кармана. При этом еще и автосервис будет выбран из числа партнеров страховой компании. По договорам каско их надежность более-менее известна и вызывает меньше вопросов. А куда направят пострадавшего по полису ОСАГО, по определению подразумевающему «копеечный» ремонт?

Поправки предполагают, что права выбора у потерпевшей стороны больше не будет. По умолчанию компания будет выбирать направление на ремонт. Правда, автомобилистам обещают и «пряник»: из новой схемы исключат учет степени износа машины. То есть нам в очередной раз обещают справедливые выплаты, которых будет хватать на качественное восстановление автомобиля. Помнится, об этом же говорили при введении единой методики расчета. Количество жалоб уменьшилось, но, что характерно, окончательно они не исчезли.

Очевидно, что предлагаемый подход еще больше увеличит объемы выплат по ОСАГО. Однако компании это, как ни странно, не пугает. Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев отмечает, что норма об учете износа из закона никуда не делась. «Страховые компании будут договариваться с сервисными станциями о дополнительной скидке, что позволит при ремонте укладываться в выплаченную сумму», – объяснил он.

Кроме того, при денежной выплате пострадавший получит сумму по старым правилам. Этот вариант будет применяться в трех случаях: если сервис находится слишком далеко от места жительства пострадавшего, если подходящий вариант в списке партнеров страховой компании отсутствует, и если стоимость восстановительного ремонта превышает лимит по ОСАГО. В последнем случае понятно, что страховщик не обязан полностью оплачивать услуги сервиса.

Сменив денежные выплаты на натуральное возмещение страховщики надеются сэкономить дополнительные средства, снизив риски. Как пояснил Евгений Уфимцев, новый порядок сократит количество мошенничеств, когда неотремонтированный автомобиль оформляют с теми же повреждениями повторно, а также избавит от судебных разбирательств и обилия претензий со стороны автоюристов.

Если предложение РСА будет принято, машины станут направлять на те сервисные станции, которые захотят работать по договору со страховой компанией по единой методике расчета выплат по ОСАГО. Свежие модели в возрасте до двух лет обещают пристраивать исключительно к официальным дилерам. В документе прописаны и требования к расположению автосервисов: в городах с населением более 500 тысяч человек техцентр должен находиться не далее 10 километров от города, в менее крупных населенных пунктах – не далее 200 километров. Если это правило не соблюдается, пострадавший получит компенсацию деньгами и должен будет заниматься поиском мастерской самостоятельно.

Претензии по качеству ремонта в РСА предлагают предъявлять непосредственно исполнителям работ. Однако некоторые эксперты считают такой подход неверным и называют ответственным страховщика, ведь это у него заключен договор с сервисом, а не у конечного потребителя. Вероятно, в процессе обсуждения поправок этот пункт рассмотрят особо.

В теории предлагаемая схема выглядит неплохо, но как она проявит себя в реальности – очень большой вопрос. Комментарий РСА по этому поводу нельзя назвать соответствующим реальности.

«У нас работает прямое урегулирование, и ваш страховщик кровно заинтересован в том, чтобы помочь своему клиенту, который для него является безубыточным, поскольку не виноват в аварии. Такого клиента нужно привлекать, а не отталкивать. С техцентрами, которые плохо работают, страховщик просто разорвет отношения», – уверен Евгений Уфимцев.

Только вот подавляющее большинство автомобилистов, получавших выплаты по ОСАГО в своих страховых компаниях, наверняка лишь грустно посмеются над таким заявлением. Никакой «заинтересованности в клиенте» у страховщиков нет.

Правозащитники и эксперты отрасли полагают, что новая система РСА должна будет еще доказать свою жизнеспособность. На сегодняшний день пострадавшие не доверяют сервисам страховщиков. Более-менее уверенную защиту, как и прежде, обеспечивает только полис каско.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ