Государство не отказывается от мер по стимулированию продаж новых автомобилей, однако делает их более адресными. Иными словами, воспользоваться ими могут не все желающие, а только определенные категории граждан.

В последние месяцы продажи новых автомобилей в России пошли в рост, но пока преждевременно говорить о том, что период рецессии остался позади. Поэтому и программы стимулирования спроса отменять пока рано. По данным Минпромторга, они оказывают огромную помощь: с их использованием реализуется около половины всех машин! Конечно, полный отказ от господдержки не сократит продажи вдвое. Многие рассматривают ее как возможность получить дополнительную скидку, но не как решающий аргумент при смене автомобиля.

Власти внимательно следят за изменениями на рынке и в этом году разработали новые программы. Они адресованы определенным категориям покупателей, и уже недостаточно просто иметь старый автомобиль, который вы хотите сдать в трейд-ин или на утилизацию. Все несколько сложнее. С 19 июля вступило в силу новое постановление правительства «О внесении изменений в «Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в 2015-2017 годах физическим лицам на приобретение автомобилей». Самые главные изменения – появление программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».

Желающие воспользоваться первой из них должны быть гражданами России, иметь водительское удостоверение, выбрать приобретение нового автомобиля 2016 или 2017 года выпуска в кредит по программе льготного кредитования (с компенсацией до 6,7 процентного пункта). Но главные требования заключаются в том, чтобы покупатель имел ни одного автомобиля в собственности до заключения кредитного договора и не владел автомобилем, уже купленным ранее в кредит в текущем году. Кроме того, заемщик обязуется не приобретать других новых автомобилей в кредит в 2017 году.

Под действие программы «Семейный автомобиль» попадают те, у кого есть двое и более несовершеннолетних детей. Остальные условия соответствуют «Первому автомобилю» (за исключением оговорки об отсутствии машин в собственности ранее).

За счет государства покупателю не только обеспечивается субсидирование части процентной ставки по кредиту. Программа гарантирует еще и скидку в размере 10% от цены автомобиля. Учитывая, что максимальная стоимость попадающих под действие акции моделей составляет 1 450 000 рублей, выгода может достигать 145 тысяч рублей. Предельная цена, кстати, тоже была увеличена в этом году. Ранее она составляла 1 150 000 рублей, но в условиях перманентного переписывания прайс-листов власти сочли необходимым пересмотреть ограничение. Теперь с льготами можно приобрести даже некоторые среднеразмерные кроссоверы.

Всего с господдержкой в текущем году планируется продать 408 350 автомобилей. Причем количество машин в рамках программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» строго ограничено: 58 350 штук. Остальные 350 тысяч уйдут по льготным кредитам. Как только выделенная квота будет выбрана, программы завершатся. Впрочем, при успехе и необходимости их могут и продлить, как уже не раз было с другими мерами стимулирования спроса.

Как будет развиваться ситуация далее? Очевидно, что господдержка автомобильного сектора не будет вечной. За 2014-2016 годы она вынула из казны 113 миллиардов рублей, в 2017-м потратят еще 62,3 миллиарда. В Минэкономразвития, в отличие от Минпромторга, менее оптимистичны в оценке эффекта от госпрограмм. По расчетам ведомства, каждый дополнительный миллиард рублей инвестиций обеспечивает лишь 5-10 тысяч проданных сверх плана автомобилей. Если это правда, то стоит порадоваться: отмена мер не приведет к обвалу рынка.

Но в текущем году вся поддержка останется в силе: бонусы за утилизацию и трейд-ин, льготные кредиты и т.п. Программы на 2018-й пока не обсуждаются. Статистика показывает уверенный рост, и год имеет все шансы завершиться на позитивной волне. При таком раскладе все стимулы в 2018-м, скорее всего, отменят. Так что желающим воспользоваться щедростью властей стоит поспешить с покупкой.

Но пока рынок без поддержки не может. Значительная часть всех «бюджетников» В-класса и компактных кроссоверов покупают с использованием тех или иных схем поддержки. Кто же откажется получить дополнительную выгоду? Сами производители тоже не стесняются рекламировать господдержку. Тот же АвтоВАЗ часто напоминает, что все его модели попадают под действие программ. Впрочем, хочется верить, что продажи в России растут не только благодаря отложенному спросу и инвестициям из бюджета.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ