В 2019 году владельцы мотоциклов, мопедов, квадроциклов, автомобилей из США и Японии смогут получить номерные знаки нового образца. Они разработаны с учетом особенностей этих транспортных средств.

Слухи о «номерной» реформе ходили несколько лет. Как водится, в СМИ то и дело просачивались подробности разной степени достоверности. Говорили даже о том, что новый ГОСТ введет абсолютно новый формат регистрационных знаков для всех транспортных средств. И это звучало логично. Мегаполисам вроде Москвы, Санкт-Петербурга и Казани не хватает номерной емкости. Введенный в начале 1990-х годов код региона утратил свое значение после того, как автомобили разрешили ставить на учет в любом подразделении ГИБДД на территории страны. Двух этих причин уже достаточно для того, чтобы пересмотреть порядок и количество букв с цифрами на табличках.

Однако глобальных изменений все-таки не случилось. Новшеств немало, но касаются они отдельных и отнюдь не самых многочисленных категорий – владельцев мотоциклов, мопедов, квадроциклов, спортивных и раритетных транспортных средств, а также автомобилей, ввезенных из США и Японии в частном порядке. В общих чертах о реформе мы писали еще два года назад. Теперь же у нас на руках есть вся конкретика.

На смену ГОСТ 50577-93 пришел ГОСТ 50577-2018, вступающий в силу с 1 января 2019 года. Это означает, что сразу после этого незнакомые пока «жестянки» станут поступать в оборот. Правда, конторам по их изготовлению наверняка потребуется некоторое время на адаптацию. Новый стандарт называется длинно: «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования». Его главным разработчиком выступает Научный центр безопасности дорожного движения МВД. При создании документа были учтены пожелания Минобороны, Минсельхоза, Российской автомобильной федерации, общественных организаций и, разумеется, ГИБДД.

Поток перегонных подержанных машин в Россию практически иссяк. Но из автомобилей, ввезенных в 1990-2000-е годы, на ходу еще остается очень много единиц. По последним данным «Автостата», только праворульных легковушек в парке страны 3,5 миллиона или 8,1% от общего числа. Как известно, в Японии и США формат регистрационных знаков отличается от европейского и российского. Там они узкие и высокие, по форме ближе к квадрату. Спереди закрепить российский номер можно без проблем, а вот сзади он не влезает в «оквадраченную» нишу. Приходится мудрить с переходниками, прокладывать подсветку или сверлить дополнительные отверстия в табличке (что запрещено).

Вот таким страдальцам и облегчает жизнь принятый ГОСТ. Наряду с регистрационными знаками стандартного размера 520 на 112 миллиметров им предложат «жестянки» размером 290 на 170 миллиметров. Такие должны вписаться в ниши большинства «японок» и «американок». Формат номера остается прежним – а000аа125, но символы написаны в две строчки. Такой вариант введен, в частности, в Белоруссии и Армении.

Давно жалуются на слишком большие номерные таблички мотоциклисты. Дело в том, что среди двухколесной техники преобладают аппараты, ввезенные подержанными из Японии и США. Мало того, что в этих странах автомобильные номера меньше российских, так для байков они еще и уменьшенного размера. В результате проблемы те же, что и у владельцев машин: знак не встает в отведенное производителем пространство, а на малокубатурной технике вовсе выглядит инородной «лопатой». В последнем случае, кстати, не просто страдает эстетика. Из-за большой парусности расшатывается крепление, и табличку легко потерять.

ГОСТ вводит новый стандарт для мотономеров: 190 на 145 миллиметров вместо 245 на 185 миллиметров ныне. Как и в случае с четырехколесным транспортом, мера спасет не всех, но большинство.

Аналогичных размеров, 190 на 145 миллиметров, появятся знаки для квадроциклов и скутеров. Речь идет о технике с объемом двигателя более 50 «кубиков»: ставить на учет и регистрировать малокубатурники пока не планируется. Любопытно, что зачем-то в МВД придумали новый порядок букв и цифр. Для мотоциклов он прежний: 0000аа77. На квадроциклах буквы и цифры меняются местами (аа000077), а на скутерах станет больше литер (аа00аа77).

В документе есть отдельные категории номеров для ретро-техники и машин с мотоциклами, подготовленных для соревнований. У первых в начале стоит буква «К» («классический»), у вторых – «С» («спортивный»). Размерности те же, что уже упомянуты выше: 190 на 145 миллиметров для байков, 520 на 112 миллиметров и 290 на 170 миллиметров – для автомобилей.

Правда, с этой категорией знаков есть нюанс. Вводится она для того, чтобы идентифицировать в потоке транспортные средства, для которых прописан особый режим эксплуатации, техосмотра и страхования. Такого набора послаблений и ограничений в российском законодательстве пока нет, его только предстоит разработать. Так что спортивные и классические номера в ГОСТ записали авансом, дабы не менять документ позже. Разумный и дальновидный шаг. Главное, чтобы дело не застопорилось, а то предусмотренный формат так и останется на бумаге.

Наконец, самый экзотический вариант из документа. Абсолютно новый формат регистрационного знака – для мотоциклов, зарегистрированных на дипломатические миссии. До сих пор красные «неприкосновенные» знаки были предусмотрены только для автомобилей. Дело в том, что иностранные граждане, работающие в посольствах и консульствах, пользуются определенным иммунитетом. Инспектору важно понимать это. Видимо, в России стало так много дипломатов на мотоциклах, что для них придумали свои номерные знаки.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ