Тренды из мира легковых автомобилей перешли и на тяжелые машины. Грузовики вовсю осваивают альтернативные источники энергии и учатся ездить без помощи человека. Причем все зашло достаточно далеко: электрические модели уже сходят с конвейера, а автопилот тестируют на обычных дорогах.

Новые технологии всегда приводят к исчезновению отдельных профессий: люди становятся не нужны для выполнения тех или иных работ. Эксперты сходятся во мнении, что при нынешних трендах в зоне риска оказались водители. Работа для них исчезнет не завтра, но в перспективе, скажем, 20-30 лет – вполне вероятно. За руль рвется искусственный интеллект, автопилот.

В легковых машинах он отстранит от баранки тех, кто в основном зарабатывает другими способами, а автомобиль использует в личных целях. А вот грузовики водят те, кому платят непосредственно за эту работу. В сегменте коммерческой техники избавление от водителей приведет к тому, что новую профессию придется осваивать очень многим. Беспокоиться можно начинать уже сейчас, ведь автономные грузовики уже оттачивают свое мастерство в реальных условиях эксплуатации.

Примеров – масса. В прошлом году в соседней Белоруссии беспилотный карьерный самосвал презентовал БЕЛАЗ. Гигант научили самостоятельно ездить по карьеру, а загружает его такой же автономный погрузчик. В зоне добычи породы условия работы для роботов сравнительно несложные: неожиданностей минимум, маршруты стандартные. Поэтому в этой сфере переход на автоматику может произойти очень скоро. И разработчиков абсолютно не пугает, что без человека будет передвигаться махина весом в сотни тонн.

Аналогичный опыт осваивают скандинавы. Один из норвежских карьеров перешел на доставку породы беспилотными самосвалами Volvo. Машины ездят по технологическим дорогам, не выходя на трассы общего пользования. Это означает, что законодательные запреты на них не распространяются, и собственник карьера волен установить свои правила. Маршрут длиной в несколько километров заложен в память автопилота, и каждый раз он просто повторяет заданную траекторию движения. В случае возникновения препятствия на пути его заметят радары и сенсоры. А вот процесс погрузки пока не автоматизирован: в погрузчике работает человек.

Еще один автономный проект заработал совсем недавно. Стартап Kodiak Robotics из Калифорнии объявил о «выходе на работу» грузовика-беспилотника. Он ездит по обычным трассам, поэтому для подстраховки в кабине постоянно находится оператор. Этого требует и закон, и здравый смысл. Вообще показательно, насколько быстро молодые компании сегодня реализуют сложные проекты.

«Всего за год мы прошли путь от основания Kodiak до запуска наших грузовиков на дороги и перевозки грузов для клиентов. Добиться такого быстрого прогресса было бы невозможно без нашей сильной, опытной команды, которая работает с автономными транспортными средствами с первых дней этой отрасли. Как ветераны отрасли, мы видели, где технология самоуправления не дала результатов, и имеем четкое представление о том, как заставить ее работать и работать безопасно», – заявил генеральный директор и соучредитель Kodiak Robotics Дон Бернетт.

А «электрички» уже прошли путь тестов и могут считаться почти серийными машинами. Спрос на них, правда, пока ограниченный: не всем перевозчикам они подходят, не все готовы рисковать, покупая нестандартную машину. Но если желание и возможности есть, получить такой электромобиль можно.

От одного только концерна Daimler за последний месяц пришли две новости, касающиеся электрических грузовиков. «Зеленый» Mercedes eActros начал работать на немецкую логистическую компанию. Его режим – три рейса в день суммарной протяженностью 168 километров. Две литий-ионные батареи выдают 240 кВт*ч, их должно хватать примерно на 200 километров пробега. От мощной 150-киловаттной зарядки машина восстановит запас энергии всего за два часа.

Заокеанское подразделение «Даймлера» не отстает. В опытную эксплуатацию клиентам переданы два магистральных тягача Freightliner eCascadia. Запланированы и дальнейшие поставки. Daimler серьезно подошел к вопросу популяризации электрических грузовиков и создал в США «Совет по электромобилям». В него вошли 38 перевозчиков – клиентов марки Freightliner. Они будут эксплуатировать предсерийные «электрички» и давать производителю обратную связь. На ее основе конструкцию доработают перед запуском в серию.

Полноценная массовая сборка моделей eActros и eCascadia должна начаться в 2021 году.

Компания Volvo объединила беспилотность и электричество в концепте VERA (на заглавном фото). Его легко можно принять за шасси, а не полностью готовый грузовик. Шведы решили: раз водитель не нужен, не нужна и кабина! Получилась автономная «электротележка» для буксировки полноразмерных фур. Разработчики поясняют, что VERA предназначена для работы на небольших расстояниях. Например, в портах, на крупных складах, на маршрутах в несколько километров. Идея не выглядит утопией, и скоро «Веры» начнут появляться у перевозчиков. Пока в порядке эксперимента, но – с перспективой скоро выйти на массовую сборку.

А что в России? Электричество у нас пока не в чести, для грузовиков больше интересна тема метана. А вот над автопилотом работают. Так, в Татарстане хотят запустить беспилотные колонны из 8-25 машин. В зону эксперимента включены и другие регионы страны, так что прогресс можно будет увидеть своими глазами. Выходит, профессия водителя под угрозой исчезновения и у нас.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ