В конце каждого года российские автомобилисты проводят акцию протеста против самих себя, а именно — добровольно встают в десятибалльных пробках. К предновогоднему ажиотажу и декабрьской погоде жители крупных городов всегда оказываются не готовы, ставя все новые рекорды стояния. Этот декабрь, похоже, станет исключением. Мы в cars.ru проанализировали последние пять лет предпраздничных пробок больших городов и выяснили, как их предсказать.

Москва

Транспортная ситуация в Москве становится только хуже с каждым годом — теперь и в субботу днем пустых дорог с включенными фарами не увидишь, и ночью можно пару часов постоять на МКАДе. Небольшой разгруз за последние пару лет коснулся только центра города, где расплодились платные парковки, да и то был вызван скорее кризисом, чем транспортными нововведениями властей. Декабрь, согласно данным пробочных сервисов столицы, самым «аналитическим» из которых является «Яндекс.пробки» с его балльной системой, всегда самый сложный месяц в столице, разве что пики приходятся на разные даты. Однако в этот раз город едет неплохо, пока обходясь без многочасовых заторов. Разберемся почему.

Предсказать пробки несложно без Ванги и аналитиков, так как на их образование влияют всего три фактора.

Первый и главный — тотальный инфантилизм водителей, которые не способны отказаться от автомобиля, даже когда видят красную от заторов карту в своем мобильнике. Это лечению, увы, не поддается. Второй — предновогодний ажиотаж у торговых центров в диком поиске подарков, в который погружаются москвичи и участившиеся гости из соседних регионов. Он начинается со второй недели декабря и утихает к последней. Третий, подвижный фактор — погода: когда ожидается сильный снегопад, оттепель с гололедом или другие метеопакости, пробки всегда достигают пика. Дело не только в плохой видимости или нерасторопной работе снегоуборочной техники, но и в том, что большинство водителей не умеют справляться с автомобилем в сугробах и на льду, буксуя на ровном месте и врезаясь друг в друга.

«В последние три года предновогодний рост пробок и в Москве, и в Санкт-Петербурге начинает ощущаться уже примерно за месяц до праздника. В первую очередь, это связано с выпадением снега. Пробки постепенно растут в течение декабря, а наиболее сложная ситуация складывается в последнюю полную рабочую неделю года (в этом году с 21 по 25 декабря — прим.ред.). Причина пробок в данном случае — предпраздничный ажиотаж, эта неделя обычно самая загруженная независимо от осадков. Средняя дневная загруженность на предновогодней неделе превышает показатели середины ноября на 1-1,5 балла в обеих столицах. А вот 31 декабря на дорогах становится почти свободно, даже когда официально это рабочий день», — объяснил cars.ru аналитик «Яндекс. Пробок» Леонид Медников.

И правда, в столице самое опасное время сместилось с конца декабря на вторую половину, а вот 30-31 декабря последние пять лет Москва практически пустая — видимо, какому-то горькому опыту автомобилисты все же учиться могут, стали стараться решать предпраздничные дела типа «Ашанов» пораньше. Последний раз серьезные пробки в самом конце месяца, а именно 29 декабря, были зафиксированы аж в 2010 году — 8 баллов держались в течение 10 часов из-за опять же снегопада и неработающих из-за отключения электричества светофоров в Московской области. Тогда 8 баллов еще называли рекордом, ха-ха.

Теперь все носятся, то есть ползают, по городу вкупе с курьерами, развозящими заказы и подарки, с 10 по 25 декабря.

Такие же подсчеты у NAVITEL. «Основываясь на данных прошлых лет, мы можем сделать вывод, что предновогодний дорожный коллапс обычно наступает в 20-х числах декабря. Традиционно наблюдается значительное увеличение количества автомобилей в крупных городах во второй половине месяца. Это связано с притоком посетителей крупных торговых центров, которые приезжают за покупками в преддверии новогодних праздников», — сообщили cars.ru в пресс-службе поставщика навигационных сервисов.

Главным определяющим фактором пиковых пробок оказалась погода. Например, в 2011 году 9 баллов по «Яндексу» намело в прямом смысле 21 и 22 декабря, причем в «Яндекс.Пробках» отметили, что тогда заторы сместились на утренние часы — водители, чтобы не попасть в коллапс, как один выехали пораньше. Пробки растянулись на 3,4 тысячи километров.

Десятибалльные ужасы установились в 2012 году, и довольно рано — 12 декабря уже днем было 8 баллов, а в вечерний час пик Москва встала на десятку, так как подморозило и на дорогах вылупился гололед. Остановились Садовое кольцо и ТТК.

Затем декабрьские пробки переместились с утра и вечера на разгар дня. В 2013 году первые коллапсы тоже случились 10 и 13 числа, а хуже всего было 24-26 декабря, причем из-за внедрения платной парковки в пределах Садового и ограничения въезда фур на МКАД днем больше заторов стало в спальных районах.

Прошлый год опять стал рекордным. Первые стоячие катастрофы произошли 23 и 24 декабря на 10 и 9 баллов соответственно — как обычно, главным фактором стала погода, то есть непогода. Однако снегопады и пробки не остановили автомобилистов, которые 25 числа, во время метели, не смогли отказаться от своих машинок. В результате уже с 11:30 в столице набралось 10 баллов, которые продержались более 11 часов — самый рано начавшийся и самый долгий затор за всю историю наблюдений. Пока. 

Россия

В других крупных городах в декабре ситуация не лучше — практически везде это самый загруженный месяц по продолжительности и длине заторов, хотя пиковые 10 баллов нередко приходятся на другое время года. И в региональных центрах последние предпраздничные дни, в отличие от Москвы, остаются самыми тяжелыми.

Например, в Санкт-Петербурге в прошлом году самым адским днем стало 25 декабря — из-за сильного снега и большого количества аварий уровень пробок почти 11 часов не опускался ниже 8 баллов. В Нижнем Новгороде девятибалльные пробки держались три часа 29 декабря, в Самаре десять баллов были в течение четырех часов 30 декабря, в Екатеринбурге — 29 декабря, в Челябинске — 23 и 29 декабря, в Перми — 1, 5 и 29 декабря, в Казани — 29 декабря на 10 баллов, в Краснодаре в декабре 10 баллов было пять раз из-за осадков и аварий, в Ростове-на-Дону — три раза. А вот в Новосибирске самые долгие заторы остались в ноябре — всегда из-за снега. В 2013 году тяжелым днем оказалось 10 декабря — в Екатеринбурге, Перми, Краснодаре, Волгограде и Самаре народ постоял на 10 баллов, а в Петербурге тяжело пришлось 17 декабря — вечером город практически встал. В 2012 году в Северной столице из-за сильного снегопада 25 декабря загруженность дорог достигла 10 баллов.

В этом году аналитики ожидают небольшое послабление.

В NAVITEL прогнозируют меньшую загруженность в связи с небольшим сокращением количества автотранспорта, а также со снижением уровня покупательской способности граждан. «Но уже на сегодняшний день на подъездах к краевым центрам наблюдается скопление грузового транспорта. Крупные поставки в гипермаркеты ежегодно собирают заторы на федеральных трассах в предновогодние дни».

Помимо кризисных факторов играет роль запаздывающая зима. «В этом году погода необычно тёплая, выпавший снег тает, и в результате ситуация осложнялась лишь в отдельные дни, а долговременного ухудшения дорожной ситуации не произошло, — говорят в „Яндекс.Пробках“. — Однако можно ожидать, что предновогодний ажиотаж всё-таки приведёт к росту пробок, который мы будем наблюдать в ближайшие две недели».

В общем, если верить пророчествам экспертов, как раз ближайшие дни заторы в Москве постепенно усугубятся. Главное — следить за погодой: как только пообещают снег, лучше сразу пересесть на метро, а то и остаться дома. Однако прогноз не обещает никаких катастроф! Напротив, ближайшие две недели нас ждет разве что слабый снежок, серьезно не влияющий на транспортную ситуацию, затем слабый дождик и плюсовая температура. Разве что после 25 декабря может образоваться гололед в связи с ясным небом и легким минусом, но ажиотаж к тому времени должен схлынуть. Обойдемся без рекордов?

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ