Динозавры вымерли, так как не смогли победить эволюцию. Целый сегмент автопрома ждет та же участь. Против брутальных внедорожников ополчились все: экологи, политики, производители, рынок. На днях сам президент Mitsubishi Motors подписал смертный приговор одному из старожилов сегмента суровых железяк. В одном из интервью господин Осаму Масуко заявил, что преемника у Pajero нет и не будет. Что ж, этот боевой генерал сегмента не первый и, увы, не последний списанный в утиль.

Mitsubishi Pajero: В морг, значит в морг

Снятием модели с производства запахло, когда новостные ленты заговорили о переносе сроков выхода нового поколения. Но тогда фанаты и в ус не дули: вечно эти маркетологи путают карты. Теперь же все серьезно — модель поживет год-полтора и на скотобойню. Видите ли, тяжелый внедорожник не вписывается в концепцию развития марки по экологическим и еще черт знает каким требованиям. Японцы взяли курс на более привлекательный сегмент паркетников от мала до велика и планируют нашинковать модельный ряд так, чтобы между ASX и Outlander был миллиард моделей. Винить их не в чем — экономическая эффективность сегодня превыше всего, а выхлоп от Pajero с годами становится все меньше и меньше.

Но с прекращением выпуска своего флагмана они ставят крест на легендарном семействе, прочертившем по бездорожью не одну колею. Еще бы: потроха, сочетающие в себе все прелести full-time и part-time привода, вечный Super Select, крепкий хоть и несущий кузов, надежные движки… Pajero даже из кризиса 2008 года вышел с гордо поднятой головой. Тогда японцы стали продавать на нашем рынке этот внедорожник с 3,0-литровым бензиновым атмосферником, на который пришлось до 90% российских продаж! Но раз доктор сказал в морг, значит в морг.

Ford Explorer: Овощи против биг-мака и колы

Но если японцы только сейчас созрели снять своего старожилу с конвейера, то янки это сделали давно. Помните славный Explorer? Так вот последний олд-скульный полноразмерник от Ford под этим именем вышел в 2006 году: четвертое поколение внедорожника стало последним кошерным с точки зрения офф-роуда. Не спешите швыряться помидорами, мол, Explorer никогда не был одаренным джипом. Да, здоровяк был неуклюж, что в полях не приветствуется. Но черта с два — у него была рама и правильная компоновка агрегатов, а так же классные движки и живучая трансмиссия с раздаткой! Межосевого дифференциала у Explorer отродясь не водилось, а передний мост подключался автоматически при пробуксовке задних колес. Тем не менее, переход в режим жесткого 4×4 и обратно проходил весьма нежно.

А что сейчас? Платформа от легковушки, многодисковая дребедень меж осей, раздутый турбиной мотор, куча электроники и бортовой wi-fi, предустановки трансмиссии «грязь», «снег» и т.п., при этом нет ни раздатки, ни блокировок. Нет, машина сама по себе неплохая: ладная внешне, быстрая и комфортабельная. Но разорви меня кардан — это не Explorer!

Land Rover Defender: Вернись, я все прощу!

Сдается мне, что когда в 2011 году бритты впервые показали то, на чем в будущем напишут Defender, в аптеках смели весь корвалол и настойку валерианы, а в монастырях случился рост количества прихожан. Поговаривают, что печальную новость тщательно скрывали от самой королевы Елизаветы, которая вот уже не одно десятилетие была фанатом этого алюминиевого атавизма времен Второй мировой и частенько объезжала клумбы Букингемского дворца за рулем «Дэфа».

Теоретически, в Jaguar Land Rover ничего страшного не сделали. Наоборот, показали публике весьма симпатичный компактный паркетник-концепт DC-100: модный и брутальный, как того требует рынок, хоть и бестолковый с внедорожной точки зрения, как борода хипстера. Но вот незадача, пойдя на поводу у рынка, производитель своими руками убил еще одного представителя вымирающего сегмента.

За что мы так любили Defender? За неразрезные мосты и «железный» full-time, за раму, 314 мм под килем и невероятную проходимость даже на штатных узеньких шинах. Да, парень был не без недостатков (одна химическая коррозия чего стоила!), но найти ему равных на бездорожье было непросто.

Изначально планировалось снять модель с конвейера в конце этого года, но спрос на нее под занавес пульнул так, так что производство решили продлить чуть ли не до февраля 2016 года. Здорово! Хотя, перед смертью не надышишься…

Mercedes-Benz G-Class: Армия плачет

Спокуха, парни, если вы думаете, что немцы решили прибить свою призовую лошадку, которую у нас обожают гости с Кавказа и прочие лица с незадекларированными доходами, то выдыхайте. Речь о босяцком исполнении, настоящем рамном трудяге — версии Professional 461-й серии, которую у нас в принципе не продавали. Чем так хорош был этот G-Class? Да тем, что под капотом стоял крутой 6-цилиндровый турбодизель мощностью 181 л.с., что довольно продолжительное время поставлялся только по спецзаказу военным и прочим спецслужбам, что стоил разумных денег и ехал там, где невозможно было идти даже пешком. Плюс три блокировки, 213 мм дорожного просвета, неубиваемые мосты, классная геометрическая проходимость и глубина преодолеваемого брода аж 600 мм. Мечта! Но уже такая же несбыточная, как и открытая версия короткобазного G-Class…

Немцы посчитали, что такому трактору не место в экологически чистом будущем — отличная заготовка для экспедиционника будет портить светлую репутацию производителя, бьющегося за минимизацию выбросов CO2 у всего модельного ряда Mercedes-Benz.

Suzuki Grand Vitara: Сюрприз!

Если вы думаете, что с рынка уходят только кондовые и архаичные внедорожники, пожирающие топливо литрами, то вот вам другой пример. Формально Grand Vitara банальный паркетник. Кузов несущий (интегрированная рама), относительно компактные размеры, внешность и позиционирование как самое то для всего семейства из среднего класса. Тем не менее, начинка у «японца» вполне себе серьезная.

Назовите мне хоть одного одноклассника Grand Vitara у которого есть раздаточная коробка. Ну? Лес рук… А у «Витары» она есть! Плюс постоянный полный привод, реализованный не через какую-то там электромагнитную муфту, а посредством дифференциала повышенного трения (LSD). Неожиданно, правда? Пятидверка отлично перла по среднекалиберному бездорожью и не ныла, чего уж говорить про трехдверную версию с 2,4-литровым мотором — потроха те же, только геометрия круче.

Однако и ее дни сочтены — это только на нашем рынке Grand Vitara пользуется популярностью, остальной мир давно про нее позабыл. Теперь японцы делают ставку на новую Vitara. Не путайте, к Grand Vitara этот компакт имеет такое же отношение, как я к гребле не каноэ. Новинка построена на платформе от нового SX4 и не имеет ни одного из массы достоинств «Гранд Витары».

Jeep Grand Cherokee: Индеец уже не тот

Когда-то верный помощник всех четких парней с криминальным прошлым умел вселять страх и ужас не только людям, но и бездорожью, которое он топтал потряхивая своими дифференциалами как стопроцентным доказательством мужественности. Не сказать, что нынешний Grand Cherokee, построеный на платформе M-Class второго поколения, боится съезжать с асфальта. По сравнению с современными одноклассниками он многих заткнет за пояс, благо инструментарий у него достойный. Но своему предшественнику с индексом WK текущий «Гранд» сольет по полной.

Старик хоть тоже базировался на потрохах от «мерса», тем не менее некоторые версии отличались легендарной 245-й раздаткой, которая трудилась бок о бок сразу с тремя блокировками диффов. Такой компот назывался Quadra Drive II и вызывал у фанатов повышенное слюноотделение. Однако, в 2011 году с выходом Grand Cherokee WK2 серьезное железо уступило место целому вороху электроники…

Nissan Pathfinder и Patrol: Треники от Armani вместо болотоходов

Были два классных парня: один попроще — Pathfinder, второй серьезнее — Patrol. Народ, любящий ковыряться на бездорожье, ездить по абрису на машине, открывать самые укромные места, — обожал их до беспамятства. Взять тот, что поменьше. Стандартный набор Pathfinder включал раму, блокировку центрального диффа, а так же демультипликатор — куда ж без него. Набор минимальный, но для несложных экспедиций в самый раз.

В 2014 году старый Pathfinder сменил новый. Теперь уже бывший простой внедорожник получил… платформу от Teana. От Teana, слышите?! Бог с ним, с внешним видом. Да, отныне Pathfinder похож на кастрированного кота, но дело даже не в этом. У него отняли все то, за что его ценила целая армия поклонников! Теперь это банальный moms-car.

Тому, что теперь носит легендарное имя Patrol, повезло куда больше. Ему оставили и пониженный ряд в трансмиссии, и даже блокировку в заднем мосту. Но межосевой дифференциал теперь представляет многодисковая электромагнитная муфта, а рама отныне интегрирована в кузов. Плюс маркетологи Nissan решили сделать из Patrol люксовый внедорожник, что тут же отразилось на его цене. И как теперь покорять целину на тачке стоимостью под четыре миллиона?

UAZ Hunter: Нежданчик!

Что-то мы все об импорте, будто своих потерь у нас не предвидится. Мы, конечно, все понимаем, «Козел» с заводским индексом 469, а именно его более человеческое исполнение по имени Hunter, как морально, так и физически устарел уже лет двести назад. Но расскажите это жителям какой-нибудь таежной деревеньки, для которых «УАЗик» — второе по важности транспортное средство после вертолета. И пусть ульяновцы построили внедорожник в сто раз хуже английского, тем не менее, он нес огромную социальную функцию, плюс его мог отремонтировать любой, у кого за плечами хотя бы три класса церковно-приходской школы, а под рукой из инструментов только лом.

В прошлом году генеральный директор Sollers Вадим Швецов подтвердил, мол Хантер любят за уникальную проходимости и ремонтопригодность, но кучка фанатов не сделают кассу большому предприятию, а по сему — в сад. Отныне даже ульяновцы переквалифицируются на выпуск городских автомобилей… В тоже время «буханка» все еще остается в строю.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ